+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто и за что оплачивает водный налог

Содержание

Водный налог. Кто платит? Пример расчёта, ставки

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы.

Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира.

Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/vodnyj-nalog/

Налог на воду из скважины: правильность расчетов и уплата

Кто и за что оплачивает водный налог

Вода – это главное в жизнедеятельности человека, без неё невозможно прожить. Она нужна в сельских регионах, дачных поселках. Как правило, именно в этих районах происходят частые перебои, поэтому единственный выход — бурение скважин. Скважину пробурили, и возник вопрос, нужно ли платить налог на воду из скважины и кто является плательщиком?

Кто платит налог и за что

В соответствии с Российским законодательством плательщиками данного вида налога являются компании и индивидуальные предприниматели, которые используют водные объекты для коммерческих целей.

К объектам, которые облагаются налогом, относятся следующие:

  • Водозабор.
  • Природные объекты (акватории).
  • Использование воды для гидроэнергетики без заборов воды.
  • Для сплава древесины по речным каналам.

Физические и юридические лица, которые используют водные ресурсы на основании договора, освобождаются от уплаты этого вида налога.

Расчет и сроки уплаты

Данный налог является федеральным, то есть уплачивать его нужно в федеральный бюджет. Для того чтобы произвести правильный расчет налога, берут фактический объём забора воды. Если же рассчитывается налог за использование акватории, то берут площадь участка. По гидроэнергетике — рассчитывают по выработанной электроэнергии.

Кроме этого, к ставкам применяются увеличивающие коэффициенты при превышении лимита использования. На примере можно рассмотреть, как рассчитать налог на воду.

Компания имеет лицензию на водозабор для производственных нужд на реке Волге. За один квартал лимит, который может использовать компания, составляет 300 тысяч кубических метров.

За первый квартал компания использовала 320 тысяч кубов воды. Расчет будет производиться следующим образом:

За квартал компания произвела перерасход – 320 000 – 300 000 = 20 00 кубов.

Раз был перерасход, значит, считать придется из нескольких составляющих:

  • По объему – 300 000 * 300 * 1,42 = 127 800

Где 300 000 — лимит, предоставленный компании; 300 рублей – ставка, которая определена на основании НК 332; 1,42 – ставка налога, действующая на тот момент.

  • По сверхлимитному объему— 20 00 * 300 * 1,42 * 5= 42 600. В этом случае был применен увеличивающий коэффициент (пять) за то, что организация превысила допустимый лимит.

В итоге компании придется заплатить за первый квартал – 127 800 + 42 600 = 170 400.

Налог рассчитан, теперь компания должна произвести уплату. Его сроки также определены в законодательном порядке. Заполняется налоговая декларация, где указывается сумма налога, и не позже 20 числа отчетного квартала производится уплата. Значит, уплата налога производится раз в три месяца.

Компаниям нужно помнить, что за несвоевременную оплату налогов накладывается ответственность в виде штрафов и пени.

Это касается компаний, которые в коммерческой деятельности используют водные ресурсы. А нужно ли платить гражданам, использующим скважины или колодцы?

Вода из скважины нужно ли платить налог

Пополняя бюджет страны, Правительство России возобновляет отменённые раннее налоги, увеличивает пенсионный возраст, подоходный налог. И теперь это коснулось воды, которой пользуются дачники, выращивая овощи и используя её для личных нужд.

Но обращаясь к налоговому кодексу, конкретно к закону о недрах нашей страны, можно прочесть одну интересную деталь – налоговики разрешают использовать колодцы и скважины на личных приусадебных участках, и за это не нужно платить какую-либо пошлину.

То есть, если:

  • Скважина находится на приусадебном участке.
  • Вода используется для личного назначения или для нужд животных.
  • Вода берется только с первых водных горизонтов (30-40 метров).
  • Центральное водоснабжение населения берется из другого источника.
  • Владелец скважины не использует скважины для предпринимательской деятельности,

обычному дачнику—огороднику не нужно волноваться, что придется платить налог за скважину.

Но прежде чем установить на своем участке скважину, нужно получить разрешение, чтобы обезопасить себя от будущих штрафов, которые могут наложить местные власти. Прежде всего узнаем, находится ли на вашем участке первый горизонт, который станет источником водоснабжения.

Для этого стоит обратиться в ближайший геологический центр в вашем регионе или в тот гос. орган, который его заменяет. Там на месте заполняется заявка, оплачивается госпошлина. Ко всему этому прикладывается карта вашего участка. После того как органы выдали разрешение или не запретили бурение воды на участке, можно смело приступать к процессу.

Важно учитывать, что бурение воды должно полностью отвечать закону. Если будут нарушения, госструктуры вправе наложить штраф.

Помните, что вода должна браться из первого горизонта, то есть глубина колодца, скважины должна не превышать 30-40 метров.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/prochie/nalog-na-vodu.html

Сроки, ставки и порядок уплаты водного налога

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог введен на территории России не так давно: в 2005 году Госдума решила дополнить Налоговый кодекс еще одной главой, намереваясь таким образом увеличить поступления в бюджет за счет повышения фискальной нагрузки на бизнес. В этой статье будут рассмотрены плательщики водного налога, а также его база, ставка и расчетный период.

Кто является плательщиками водного налога

Кто не должен платить водный налог

Как определить базу для начисления водного налога по НК РФ

Что является налоговым периодом для водного налога по Налоговому кодексу

Ставки для водного налога в 2016 году

Как рассчитывается водный налог в 2016 году

Важно не путать с водным налогом

Кто является плательщиками водного налога

Определить, кто является плательщиком налога, на сегодняшний день не так-то просто в связи с периодическими изменениями и хитросплетениями Налогового и Водного кодексов. Начнем с того, что с 2005 года для получения некоторых видов «водной» деятельности налоговое законодательство требовало получать лицензию и платить водный налог.

Однако уже с 2007 года Водный кодекс отменил лицензирование и разрешил вести бизнес на основании договоров и решений органов власти, заменив налоговые платежи арендными.

Таким образом, видим нелегкую для восприятия картину: если предприниматель получил лицензию до 2007 года, то он признавался налогоплательщиком, но только на срок действия лицензии. Вместо продления лицензии нужно было заключить новый договор пользования водой и платить уже неналоговые платежи.

Если же предприниматель решил начать деятельность после 2007 года, то плательщиком водного налога он уже не признается, так как с этого года получать лицензию не требовалось.

Это еще не все. Существует вид деятельности, который облагается водным налогом в любом случае, даже при отсутствии лицензии после 2007 года. Это деятельность по забору водных ресурсов подземным способом (закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1).

Итак, обязательства по водному налогу имеют лица (организации, ИП, обычные граждане), получившие лицензию до 2007 года. Такие виды деятельности связаны со специальным использованием водного объекта в следующих целях:

  • для обеспечения населения водой — питьевой и для бытовых нужд;
  • для транспортировки лесоматериала по воде;
  • для применения в сельском хозяйстве;
  • для применения в производстве, в строительстве;
  • для добычи полезных ископаемых;
  • для гидроэнергетических процессов.

В некоторых субъектах, например в Москве и Санкт-Петербурге, с 2015 года были отменены все лицензии, полученные до 2007 года (п. 5 ст. 5 закона от 3.06.2006 № 73-ФЗ).

Кто не должен платить водный налог

Не все коммерческие структуры, использующие водные ресурсы в хозяйственной деятельности, должны платить водный налог. Не являются плательщиками те субъекты, в отношении которых справедлив хотя бы один из следующих пунктов:

  • Бизнес причисляется к «водному», то есть имеет непосредственное отношение к воде (рыболовный и охотничий промысел, судоходное дело, оросительная деятельность).
  • Бизнес уже облагается иным налогом за использование ресурсов в водном пространстве (использование лечебных вод с минералами, термальных источников).
  • Бизнес связан с охраной водного объекта.
  • Бизнес имеет льготы для ведения особой деятельности (например, обеспечение рекреационной зоны, оборудованной только для инвалидов, ветеранов, детей).
  • Бизнес создан для воспроизводства водных и иных биологических ресурсов.

Кроме того, если предприниматель имеет лицензию, но фактически не пользуется водными ресурсами, он не должен уплачивать водный налог, однако обязательство по сдаче ежеквартальной декларации за ним сохраняется. Отчетность с нулевыми показателями нужно будет сдавать до тех пор, пока лицензия не аннулируется (лучше сделать это самостоятельно).

Как определить базу для начисления водного налога по НК РФ

При различных видах деятельности подходы к определению налоговой базы для водного налога будут различными:

  • если воду забирают для дальнейшего использования, то в качестве базы выступает объем водного забора;
  • если используют водное пространство (кроме перевозки лесоматериала), то базой считается площадь объекта;
  • если по воде транспортируют лесоматериалы, то к базе относят объем материалов и длину маршрута;
  • если воду используют для выработки электроэнергии, то в качестве базы учитывается объем выработанной энергии.

Что является налоговым периодом для водного налога по Налоговому кодексу

Налоговым периодом по водному налогу является квартал. Крайний срок подачи декларации и срок уплаты водного налога — 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетность нужно подавать в то отделение налоговой, где находится используемый водный объект. Это правило не касается крупнейших плательщиков, которые подают декларацию в свою инспекцию по месту нахождения организации.

Ставки для водного налога в 2016 году

Размер ставок по водному налогу исчисляется в рублях на единицу базы и различается в зависимости от регионального местонахождения объекта, экономического района, бассейна конкретного водоема.

Например, за забор воды из бассейна реки Волги в Центральном экономическом районе подземным способом ставка налога будет равняться 360 руб. за 1000 куб. м.

А при подземном заборе воды из озера Байкал Восточно-Сибирского экономического района ставка составляет уже 678 руб. за 1000 куб. м.

Также ставка зависит от того, каким способом происходил забор воды — поверхностным или подземным.

Если вода берется в количестве, превышающем установленное ограничение, то ставка увеличивается до пятикратного размера.

До 10-кратного размера ставка увеличивается при заборе подземной воды в случае, если в последующем ее собираются перепродавать.

Если плательщик не может своими силами измерить количество используемой воды, то в качестве корректирующего коэффициента берется значение 1,32 (в 2015 году коэффициент был ниже — 1,15) и дополнительный показатель 1,1.

Если забор воды происходит с целью обеспечения потребностей населения, то применяется пониженная ставка, равная 70 руб. за 1000 куб. м воды.

Как рассчитывается водный налог в 2016 году

В 2015 году ввели специальные коэффициенты, которые повышают налоговое бремя по водному налогу. Данные коэффициенты приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период до 2026 года. С 2026 года корректирующий показатель будет рассчитываться исходя из динамики потребительских цен.

В декларации нужно указывать значение ставки с учетом корректирующего показателя с надлежащим округлением в строке 100.

Также заметим, что после 2026 года коэффициент станет обязательным к применению даже в отношении пониженной ставки водного налога.

Водный налог рассчитывается самим плательщиком, для этого нужно умножить ставку налога с учетом применимого коэффициента на базу.

Важно не путать с водным налогом

Судоходное дело также подразумевает использование водных ресурсов, однако владельцы данного бизнеса не уплачивают водный налог. К судоходству применим другой налог — транспортный, — который никак не связан с водным налогом.

Также с 2007 года законодательство отменяет лицензии на деятельность, связанную с водопользованием. Использование водных ресурсов разрешено на основе договоров, решений, утвержденных соответствующим органом субъекта России. По договору предусмотрены арендные платежи за водопользование, что также не имеет отношения к водному налогу.

***

Можно сделать вывод, что использование водных ресурсов для предпринимательской деятельности продолжает оставаться платным, причем финансирование происходит от двух источников: водного налога и платежей по договору пользования водными ресурсами.

В ближайшем будущем планируется увеличение фискальной нагрузки за счет повышающих коэффициентов и, как следствие, увеличения налоговых ставок. Таким образом, российское законодательство находится еще на стадии формирования механизма контроля за использованием национальных водных ресурсов.

Вопрос рационального использования ресурсов подразумевает внедрение эффективной системы платежей и важен не только с экономической точки зрения (наполнение бюджетной казны), но и с экологической.

Источник: https://buhnk.ru/vodnyj-nalog/sroki-stavki-i-poryadok-uplaty-vodnogo-naloga/

Кто признается плательщиком водного налога – НалогОбзор.Инфо

Кто и за что оплачивает водный налог

  • 1 Ответственность
  • 2 Когда платить водный налог не нужно
  • 3 Постановка на учет

Платить водный налог должны те, кто использует водные объекты по лицензии. Это могут быть как организации, предприниматели, так и обычные граждане. Причем во внимание нужно брать также лицензии, которые получили до введения Водного кодекса. То есть до 1 января 2007 года.

После этой даты водопользование не лицензируется. Поэтому, после того как закончится действующая лицензия, водопользователь заключит договор или получит разрешение и платить будет уже не водный налог, а плату по договору.

До окончания срока действия таких лицензий их владельцы признаются плательщиками водного налога.

Условно плательщиков водного налога можно разделить на две группы. Если вы не подходите ни под одну из них, значит, обязанности платить налог нет.

Также разобраться с тем, когда платить водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Первая группа: пользуется объектами, для которых сейчас нужна лицензия

Сейчас лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Так предусмотрено Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. То есть по такому виду водопользования платить налог обязательно, даже если лицензию вы по какой-то причине не получили.

Вторая группа: есть на руках действующая лицензия, которую продлять больше не нужно

Для нескольких видов водопользования сейчас действуют правила Водного кодекса. То есть получать лицензии для них больше не нужно. Вместо этого оформляют договор или разрешение. И перечисляют не налог, а специальные платежи. Но если лицензии, выданные ранее, еще действуют, то до окончания срока за их обладателями сохраняются обязанности плательщика водного налога.

Это случаи, когда организация:

  • забирает воду с поверхности водных объектов;
  • использует акватории водных объектов (кроме лесосплава в плотах и кошелях);
  • использует водные объекты без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использует водные объекты для сплава древесины в плотах и кошелях.

Так установлено пунктом 1 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Внимание: в Москве и Санкт-Петербурге с 1 января 2015 года не действуют лицензии (договоры) на пользование водными объектами, которые были выданы (заключены) до 1 января 2007 года. То есть до того, как был введен в действие Водный кодекс. Об этом сказано в пункте 5 статьи 5 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ.

Когда срок лицензий на перечисленные выше виды водопользования истечет, получать новые уже не понадобится. Вместо лицензии будет один из двух документов:

  • договор на использование водных объектов. Его заключают с региональными или местными администрациями. По договору и взимают плату за воду;
  • решение о предоставлении водных объектов в пользование. Решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ, а для других целей – региональные или местные администрации.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и статей 11–12, 21 Водного кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация Крыма (Севастополя) использует подземные водные объекты без лицензии?

Ответ на данный вопрос зависит от того, должна ли организация получать лицензию на такую деятельность.

Есть случаи, когда использовать водный объект можно без лицензии. В таком случае платить водный налог не надо.

Если же на водопользование получить лицензию нужно, то платить налог придется. Даже если организация не выполнила обязанность и не получила разрешение, она не освобождается от уплаты водного налога. Исключений для организаций Крыма (Севастополя) в законодательстве нет.

Кроме того, за самовольное занятие водного объекта предусмотрена ответственность.

Это следует из статьи 333.8 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-06-05-02/39744.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды на территории Республики Крым и Севастополя?

Ответ на этот вопрос зависит от целей забора воды.

По общим правилам организация обязана заплатить водный налог, если использует водный объект на основе лицензии.

В настоящее время лицензию выдают только на один вид водопользования. Это забор воды из подземных водных объектов. Подземными водами пользуются на основе лицензии по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Кроме того, продолжают действовать лицензии, которые выдали ранее на другие виды водопользования. А именно на забор воды из поверхностных водных объектов, а также на использование водных объектов и их акваторий.

До окончания срока лицензии их обладатель будет плательщиком водного налога.

Организации Крыма вправе действовать по лицензиям, которые они получили еще на Украине (ст. 12 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).

Налоговый кодекс не упоминает никаких исключений для Крыма по водному налогу. Так, на всей территории России действуют одинаковые ставки при заборе воды:

  • для водоснабжения населения;
  • из территориального моря и внутренних морских вод.

Однако ставки налога для водных объектов Крыма и Севастополя в Налоговом кодексе не предусмотрены. А налоговая ставка – это обязательный элемент, без которого налог считается неустановленным (п. 1 ст. 17 НК РФ). Поэтому, если организация осуществляет забор воды для других целей, рассчитать водный налог не получится.

Это следует из статьи 333.12 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-06-05-02/13793 (доведено письмом ФНС России от 9 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5980 до сведения территориальных налоговых инспекций).

Кроме того, учтите, что есть случаи, когда платить водный налог не нужно – даже в случаях забора воды из подземных водных объектов.

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на территории Республики Крым и Севастополя без лицензии?

Нет, не нужно.

Забор воды из поверхностных водных объектов не лицензируется. Никаких исключений для Республики Крым и Севастополя нет. Но это не значит, что платить за воду не нужно. Пользование водой в России платное. Вид этой платы зависит от целей использования воды. Это либо водный налог, либо плата по договору водопользования.

Забор воды из поверхностных водных объектов осуществляют на основе договоров водопользования. Их заключают с федеральными органами, региональными или местными администрациями. Это зависит от того, чьей собственностью является водный объект: федеральной, региональной или муниципальной соответственно. В договоре указывают размер, условия и сроки внесения данной платы.

Такие правила содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 11, статья 12, подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Водного кодекса РФ.

За забор воды из поверхностных водных объектов (кроме морей), которые находятся в собственности Республики Крым и Севастополя, установлена плата в размере 540 руб. за 1000 куб. м воды в пределах объема допустимого забора воды (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876).

Ситуация: нужно ли платить водный налог, если организация осуществляет забор воды из первого от поверхности водоносного горизонта?

Да, нужно.

Водоносные горизонты относят к подземным водным объектам (подп. 2 п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ). А на забор воды из подземных водных объектов нужна лицензия по Закону от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Поэтому если организация-недропользователь изымает воду из недр, то она является плательщиком водного налога. Есть случаи, когда платить водный налог не придется.

А если организация забирает воду не из недр, а с поверхности водного объекта, то она платит не водный налог, а вносит плату по договору водопользования. Разобраться, когда организация подпадает под водный налог, а когда нет, поможет таблица.

Ответственность

Если лицензии нет, хотя должны были получить, то это не означает, что платить водный налог не придется. За самовольное использование водных объектов, кроме налоговой ответственности, грозит еще административная и уголовная.

Размер административного штрафа составляет:

  • для граждан – от 1000 до 3000 руб.;
  • для предпринимателя – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Для организаций и предпринимателя штраф могут заменить на другое наказание – приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Об этом сказано в статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По Уголовному кодексу за деятельность без лицензий (разрешений) предусмотрено одно из следующих наказаний:

  • штраф, размер которого может достигать 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (другого дохода) за период до двух лет;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;

Такая ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса РФ.

Когда платить водный налог не нужно

Ниже перечислены случаи, когда платить водный налог не нужно. Тут действует пункт 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Условно можно выделить пять групп.

Группа 1. Забор воды из подземных водных объектов:

  • воды, которая содержит полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы;
  • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Группа 2. Забор воды из водных объектов для:

  • ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, чтобы обеспечить работу технологического оборудования;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Группа 3. Использование акватории водных объектов для:

  • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;
  • разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для деятельности, которая связана с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также для такой деятельности на водных объектах;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Группа 4. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.

Группа 5. Пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

Постановка на учет

Налогоплательщики, которые должны получать лицензии для пользования водой, обязаны встать на учет и по своему местонахождению, и по местонахождению водного объекта.

Встать на учет по своему местонахождению организация и предприниматель должны по общим правилам.

Чтобы встать на учет в качестве плательщика водного налога, достаточно получить лицензию на водопользование.

После этого управление по недропользованию передаст данные о недропользователе в налоговую инспекцию по местонахождению водного объекта. Сделать это должны в течение 10 дней после того, как выдали лицензию.

Налоговая инспекция самостоятельно без участия недропользователя поставит его на учет как плательщика водного налога.

Это следует из статьи 333.15, пункта 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: где организации встать на учет в качестве плательщика водного налога, если она планирует проводить забор воды из подземных водных объектов, которые находятся в разных муниципальных образованиях?

Если водных объектов несколько и они в разных муниципальных образованиях, то на налоговый учет нужно вставать по местонахождению каждого объекта.

Прежде чем встать на налоговый учет в качестве плательщика водного налога, организация должна получить лицензии на водопользование. В каждой лицензии будет указан конкретный водный объект, из которого организация сможет забирать воду. Вот по местонахождению каждого из них и нужно встать на учет в налоговых инспекциях.

Это следует из положений статьи 333.15 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 25 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5055.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/vodnyj_nalog/kto_priznaetsja_platelshhikom_vodnogo_naloga/82-1-0-2140

Когда водный налог уплачивается организациями

Кто и за что оплачивает водный налог

Чтобы вести деятельность законно, организации уплачивают всевозможные налоги в бюджет российского государства. Одним из таких взносов является водный сбор.

Кем и куда он оплачивается, чем регулируется, каковы сроки внесения – все это будет рассмотрено в рамках данного материала.

Водный налог – плата за применение ресурсов данного типа, которые располагаются на территории нашего государства. Уплата осуществляется в адрес федерального бюджета страны.

До тех пор как появилась эта выплата, гражданам приходилось перечислять эти средства в качестве платы за воду. Плательщиками сбора признаны лица, проживающие на территории страны и использующие ее ресурсы.

Оплата непременно осуществляется, если лицо, имеющее регистрацию как ЮЛ или ИП, пользуется водой в следующих целях:

  • обеспечение питьевых и бытовых нужд населения, снабжение его представителей технической и питьевой жидкостью;
  • применение в рамках производственной деятельности;
  • проведение лесосплавных мероприятий;
  • поиск полезных ископаемых;
  • осуществление строительных мероприятий;
  • достижение прочих государственных и общественных целей.

Перечисление соответствующей суммы осуществляется в казну федерального бюджета при пользовании морями, реками, ручьями, болотами, каналами, источниками, расположенными под землей, озерами.

Срок и порядки, в которых осуществляются оплатные мероприятия, прописаны в рамках ст. 25.2 НК РФ. Есть дополняющие документы, свидетельствующие о проведении ежегодной индексации ставок, что прописано в ФЗ №366 от 24.11.2014. В 2018 году показатель ставки по налоговому отчислению за пользование ресурсами – 81 руб. / тыс. куб. м.

За плательщиками закреплено обязательство по предоставлению отчетности в орган, где располагается основной объект  (т. е. где фактически происходит водопользование) в течение каждого квартала (подача документа производится до 20-го числа ежеквартально).

Законодатель установил и принял налоговые ставки для каждого объекта на индивидуальной основе, учитывая местоположение, экономическое благополучие региона, характер применения вод.

Порядок расчета и сроки оплаты

Порядок мер по расчетным действиям фигурирует в ст. 333.13 Налогового кодекса РФ. В статье 333.14 отображены базовые сроки, в течение которых объект обязуется внести требуемую денежную величину.

В законе отмечено, что налог нужно оплатить не позже 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом, т. е. плата вносится четырежды в год в среднем месяце каждой поры года.

Если крайняя дата уплаты – выходной или праздник, то окончательным периодом признается первый рабочий день, который следует за 20-м числом.

Для расчета сумм, которые требуется уплатить, используются особые тождества, и функционируют определенные условия.

  1. Если речь идет о классическом пользовании водными ресурсами, оплата осуществляется в обычном порядке. К этому же времени происходит и предоставление декларации в инспекцию по налогам и сборам, которая находится по месту пребывания объекта обеспечения.
  2. Если плательщик налога ведет масштабную деятельность и владеет крупным предпринимательством, за ним закрепляется обязательство по оплате сбора в ФНС по месту пребывания на учете.
  3. Если это иностранный гражданин или физическое лицо, декларационная бумага подлежит подаче по месту пребывания органа, выдавшего лицензию на эксплуатирование объекта.

В ст. 50 Бюджетного кодекса РФ сказано, что зачисление этой выплаты в полном размере осуществляется в федеральный бюджет. Льготных условий по внесению платы за этот сбор правительством не предусмотрено.

Это свидетельствует об отсутствии каких-либо региональных послаблений. В процессе оформления КБК необходимо грамотно заполнить документ, указав в строке 104 код бюджетной классификации. Это нужно для того, чтобы сумма ушла «в нужном направлении», и не возникло никаких ошибок.

Для осуществления операций по бухгалтерскому учету необходимо использовать специальные проводки.

По дебету используются балансы 20, 23, 25, 26, а по кредиту принято применять 68-й счет. Эта операция свидетельствует о начислении суммы платы за факт использования ресурсов и объектов.

Проводка Дт68Кт51 символизирует перечисление в бюджет федерального значения платы.

Установление налога – прерогатива главы 25.2 НК РФ. Он был введен в непосредственное функционирование с 01.01.2005 г. вместо платы, которая действовала за пользование объектами.

В качестве объектов налогообложения в РФ принято понимать суммы, уплачиваемые за осуществление следующих видов деятельности:

  • забор водных ресурсов из перечисленных ранее объектов для применения в установленных целях;
  • практическое применение принадлежащих населению и государству акваторий;
  • отсутствие забора воды в целях ведения гидроэнергетики;
  • лесосплав в кошелях и плотах.

Объектами налогообложения не являются следующие организации и предприятия:

  • забор ресурсов из подземных объектов;
  • обеспечение пожарной безопасности тех или иных объектов;
  • процесс ликвидации последствий форс-мажорных ситуаций;
  • формирование санитарных пропусков;
  • забор ресурсов со стороны морских суд для обеспечения технологичной работы оборудования;
  • использование воды для рыбоводства и обеспечения работы биологических ресурсов.

Это не исчерпывающий перечень видов деятельности, за которые начисление налога не предполагается правительством.

Наряду с этим внимание следует уделить налоговой базе. Ведь в отношении каждого направления водопользования база определяется в индивидуальном порядке.

  1. В случае забора воды определение базы производится в качестве объема забранного из водного объекта ресурса в рамках того или иного налогового периода.
  2. Если речь ведется о практическом применении водных объектов, выявление производится в качестве площади водного пространства, которое предоставляется.
  3. В ситуации использования объектов водного значения без забора воды в целях гидроэнергетики расчет осуществляется в форме количестве электроэнергии, произведенной за годовой период.
  4. Если организации используют водные объекты в целях обеспечения лесосплава, база есть произведение объема требуемой древесины и расстояния полученного сплава (в км).

Установление ставок по налогам происходит по бассейнам озер, рек, морей, а также по экономическим регионам страны в случае забора мировой жидкости, применения акватории, водных объектов для гидроэнергетики, сплава древесины.

Если забор осуществляется сверх лимитов, которые установлены на государственном уровне, установление ставок происходит в пятикратном размерном показателе.

Если утвержденные лимиты по кварталам отсутствуют, определение их происходит в качестве ¼ утвержденного порога. Ставка составляет 81 р. за 1000 куб. м.

Отчетность для предпринимателей

Факт введения в действие водного налога и Водного кодекса в 2005 году привело к улучшению в процессе применения водных объектов и получения за них платы. Но тенденция такова, что документ признается постепенно устаревающим.

Ведь в течение последних нескольких лет в Госдуме происходит активное обсуждение поправок, которые будут внесены в закон. Они заключаются в предоставлении государству возможности осуществлять всесторонний и полноценный контроль над объектами водного значения.

В целях пользования ресурсами и объектами, выступающими в качестве собственности государства, исполнительный орган должен выдать плательщику соответствующую лицензию.

В 2017-2018 гг. продолжает действовать бланк декларации по налогу. Его утверждение произошло силами приказного документа ФНС РФ №ММ-7-3/497 от 09.11.2015 г. Форма этого документа в соответствии с КНД – 1151072.

Практика показывает, что сдачей этой декларации занимается большинство объектов. Они же и обеспечивают уплату самого налога за пользование водными ресурсами по месту, где располагается сам объект.

Наряду с этим крупнейшие плательщики налогов осуществляют сдачу отчетности в инспекцию по месту учета. А должностным лицам требуется еще и сдача документов в ИФНС по месту пребывания органа, осуществившего выдачу лицензионного разрешения.

Исчисление срока при этом производится в общем порядке.

Многих пользователей водных ресурсов интересует вопрос, есть ли необходимость в предъявлении декларации, если забора воды не имеется. А также – требуется ли соблюдать сроки сдачи налога в 2018 г.

Да, это обязательно, ведь в данной ситуации закон принят далеко не в пользу плательщиков сбора. Если у организации имеется лицензия на применение недр, допускающая забор, оно обязано платить водный налог и, соответственно, сдавать декларацию.

Получается, что даже если организация водный объект не использует, ей требуется подать нулевую декларацию.

Таким образом, водный налог – финансовая плата за факт пользования водными ресурсами. Его внесение является обязательным для всех, кто эксплуатирует природные объекты в корыстных целях, т. е. для получения прибыли и обеспечения общественных (государственных) нужд.

Оплата сбора осуществляется каждый квартал, а подача декларационной отчетности производится не позднее 20-го числа месяца, который следует за периодом отчета. Грамотный подход к проведению расчетных мероприятий и подаче документов позволит избежать ошибок и нарушений действующих норм законодательства.

Подробнее о расчете и уплате водного налога смотрите ниже на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/fondy/grugaiya-otchetnost/uplata-vodnogo-naloga.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.