Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.
Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.
- Виды стандартов для ведения учета
- Особенности отраслевых стандартов
- Общее между федеральными и отраслевыми стандартами
- Отличия отраслевых стандартов от федеральных
- Поводы для разработки отраслевых стандартов
- Что входит в отраслевые стандарты
- Примеры отраслевых стандартов
- Новшества 2021 года
- Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
- Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные
- Федеральные стандарты бухгалтерского учета
- Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)
- ОСБУ: примеры и проекты
- Стандарты бухгалтерского учета. Федеральный закон
- Организации государственного сектора
- Что осталось без изменений?
- Корректировка формулировок
- Классификация отчетности
- Объекты учета
- Международные стандарты бухгалтерского учета
- Российские стандарты бухгалтерского учета
- Положения по бухгалтерскому учету
- Методические указания и рекомендации
- Информация министерства финансов рф
- 🎬 Видео
Виды стандартов для ведения учета
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:
- федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
- отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
- внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.
ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.
Особенности отраслевых стандартов
Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.
Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:
- приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
- достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
- организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
- упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).
К СВЕДЕНИЮ! Категорически не допускается, чтобы полномочия по принятию отраслевых стандартов и контролю в сфере финансового учета пересекались.
Общее между федеральными и отраслевыми стандартами
- Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
- Безоговорочно обязательны к применению.
- Устанавливают:
- минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
- допустимые методы учета.
Отличия отраслевых стандартов от федеральных
- Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
- Имеют более элементарный механизм использования.
- Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
- Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.
Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.
Поводы для разработки отраслевых стандартов
Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:
- стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
- желанием повысить информативность подаваемых форм;
- планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.
Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.
Что входит в отраслевые стандарты
Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:
- сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
- правила их принятия к учету и списания;
- методы, по которым устанавливается их стоимость;
- применяемый план бухгалтерских счетов;
- требования к финансовой отчетности и др.
Примеры отраслевых стандартов
Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.
- Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
- для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
- для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
- учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
- бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
- порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
- порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2021 года) и др.
- Отраслевые стандарты для страховых организаций:
- порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
- операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
- бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
- Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
- правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
- особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2021 года);
- учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
- требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.
Новшества 2021 года
Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности.
Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ.
Для НФО с 1 января 2021 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.
https://www.youtube.com/watch?v=KOCAZ55Z04E
Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.
СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.
Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:
- формулировании учетной политики;
- соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
- нумерации новых лицевых счетов;
- разработке методики оценки активов и обязательств;
- автоматизации бухучета по новым требованиям.
Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.
Видео:Бухгалтерский учет понятно за 10 минутСкачать
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами.
Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета».
К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.
Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные
Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:
- федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
- отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
- внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета
Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ, предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:
- признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
- методы оценки;
- условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
- необходимость принятия учетной политики фирмы;
- план счетов бухучета;
- правила составления финансовой отчетности и др.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.
Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней.
Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно.
Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)
Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.
https://www.youtube.com/watch?v=9yGHNUPZBnQ
Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:
• минимально необходимые — в части правил по применению бухучета;
• допустимые — в части методов учета.
Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:
• детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;
• применяться, как универсальный вариант.
Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.
ОСБУ: примеры и проекты
Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:
• государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;
• будущим (с 2021-2021 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;
• стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.
ОСБУ действующие, и опубликованные проекты можно рассматривать, как две отдельные категории:
• общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;
• специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.
Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:
• для НФО – ОСБУ:
— операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;
Видео:Понятие бухгалтерской отчетности, ее состав и видыСкачать
Стандарты бухгалтерского учета. Федеральный закон
Работа по созданию стандартов бухгалтерского учета в России началась в 2015 г. Тогда Минфин утвердил программу их разработки приказом № 64н. К 2021 г. работа была завершена. В настоящее время в программу включено 29 стандартов бухгалтерского учета.
Согласно распоряжению ведомства, они должны вступать в силу поэтапно с 1 января 2021 г. Внедрение в практику должно завершиться к 2021 г.
Вместе с этим будут вноситься корректировки в действующие законы, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, прочие нормативные документы.
Организации государственного сектора
Для этих субъектов разработаны специальные стандарты бухгалтерского учета. Все они объединены в «Концептуальные основы бухучета и отчетности». Этот документ закрепляет:
- Ключевые способы ведения документации.
- Объекты бухучета, правила их признания, оценки.
- Общий порядок формирования сведений, отражаемых в отчетности, качественные характеристики информации.
- Принципы подготовки документации.
- Основные требования к процедуре инвентаризации обязательств и активов.
Организациям госсектора надлежит применять эти стандарты бухгалтерского учета с 1 янв. 2021 г. При этом отчетность за 2021 г. формируется по прежним правилам.
Что осталось без изменений?
В стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора включены отдельные положения, содержащиеся в разделе 1 Инструкции № 157н. В частности без изменений остались:
- Круг субъектов учета.
- Правила формирования плана счетов.
- Методы учета (начисления, двойной записи, признания расходов и доходов).
- Требований к составлению и хранению первичной документации и регистров.
- Порядок документооборота.
- Требования к процедуре инвентаризации обязательств и активов.
Корректировка формулировок
Отдельные принципы излагаются в новых стандартах и Федеральном законе «О бухгалтерском учете» четче, чем в существующих инструкциях. Речь, в частности, о допущении временной определенности.
Она означает, что признание объектов осуществляется в периоде, в котором имели место факты хозяйственной деятельности предприятия, вследствие которых они возникли или изменились, вне зависимости от списания или поступления денег.
https://www.youtube.com/watch?v=LNraWA8M7TE
Кроме того, более четкую формулировку получило определение существенных сведений.
Данные признаются таковыми, если их пропуск или искажение может повлиять на решение учредителей или иных заинтересованных лиц, которое принимается ими на основании информации из бухгалтерских документов.
Существенность сведений зависит от уровня влияния их отсутствия или искажения. Единый количественный критерий оценки этого показателя отсутствует. В этой связи степень существенности определяется в каждом случае индивидуально.
Классификация отчетности
В стандарты для организаций госсектора включены отдельные положения из первых разделов Инструкций, утвержденных приказами Минфина № 33н и 191н. В них конкретизируются перечень субъектов отчетности, правила камеральной проверки, внесения корректировок в сведения, закрепленные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».
Кроме того, закреплена классификация отчетности. Согласно стандарту бухгалтерского учета, она разделяется на:
- Общую и консолидированную (по степени обобщения данных и порядку их формирования).
- Общего и специального назначения (по степени раскрытия сведений).
Эта классификация определена и в действующих сегодня нормативных актах. Однако в Стандарте присутствует полное ее описание.
Объекты учета
В новом Стандарте учета для организаций госсектора раскрываются определения обязательств, активов (чистых в том числе), расхода, дохода.
Активом признается имущество (включая денежные средства в наличной и безналичной формах):
- Принадлежащее учреждению либо находящееся у организации в пользовании.
- Контролируемое в результате совершения хозяйственных операций.
- Имеющее полезный потенциал и способное приносить экономическую выгоду.
В признаках актива использованы новые термины. Одним из таких понятий является полезный потенциал. Им считается пригодность актива к использованию в деятельности организации, для обмена, погашения обязательств.
При этом эксплуатация имущества не всегда должна сопровождаться получением денег. В отношении актива достаточно, чтобы оно служило для реализации организацией своих задач и достижения целей.
Соответственно, объект обладает определенными потребительскими качествами.
Предстоящими экономическими выгодами считаются поступления денег или их эквивалентов вследствие использования актива. К примеру, это могут быть арендные платежи.
Наличие контроля у учреждения над активом говорит о праве организации использовать объект (временно в том числе) для извлечения будущей экономической выгоды или полезного потенциала, возможности регулировать или исключить доступ сторонних субъектов к нему.
Международные стандарты бухгалтерского учета
Для обеспечения единства признания, оценки, раскрытия сведений о финансово-хозяйственных операциях на мировом рынке были разработаны МСФО. Международные стандарты бухгалтерского учета обеспечивают сопоставимость финансовой документации между предприятиями и доступность сведений для внешних пользователей.
МСФО позволяют существенно сократить издержки экономических субъектов по подготовке отчетности. Это особенно важно для компаний, имеющих разветвленную сеть представительств в разных странах. Вместе с тем предприятия, использующие международные стандарты, существенно снижают расходы по привлечению капитала.
Рыночная стоимость капитала зависит от рисков и перспектив отдачи. Отдельные риски обуславливаются спецификой деятельности предприятия.
Однако многие из них связаны с недостатком сведений об эффективности капиталовложений. Причиной этому является отсутствие стандартизированной отчетности. МСФО решает эту проблему.
Именно поэтому многие страны стремятся внедрить международные стандарты в свою практику.
Открытость информации привлекает больше инвесторов. Они, в свою очередь, готовы получать меньшую прибыль, понимая, что большая прозрачность данных обеспечивает существенное снижение рисков.
Видео:Финансовый учет. Сравнение стандартов МСФО с РСБУСкачать
Российские стандарты бухгалтерского учета
Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения.
В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов.
Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.
Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:
круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет; состав объектов бухгалтерского учета; способы организации бухгалтерского учета на предприятии; требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов; основные элементы учетной политики; порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров; общие требования к финансовой отчетности и ее составу; необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;
сроки хранения бухгалтерских документов.
https://www.youtube.com/watch?v=YTVVzKwLHG0
Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.
Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ).
Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами.
В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.
Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета.
В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.
На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой.
После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения.
После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.
В настоящее время ни один документ не прошел полностью описанную процедуру утверждения. На стадии публичного обсуждения находятся два проекта – это ФСБУ Основные средства и ФСБУ Запасы. Их разработчиком является Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (БМЦ).
До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.
Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.
Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций.
Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.
Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ.
Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ.
То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.
https://www.youtube.com/watch?v=pkqIKU35TR8
В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:
регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности;
определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;
устанавливающие особенности формирования финансового результата;
применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;
содержащие требования к раскрытию информации при определенных условиях ведения бизнеса.
Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ.
Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.
Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете.
В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.
В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.
В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции.
Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность.
Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса.
Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.
Положения по бухгалтерскому учету
ПБУ 1/2008 Учетная политика
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
ПБУ 4/1999 Бухгалтерская отчетность организации
ПБУ 5/2001 Учет материально-производственных запасов
ПБУ 6/2001 Учет основных средств
ПБУ 7/1998 События после отчетной даты
ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
ПБУ 9/1999 Доходы организации
ПБУ 10/1999 Расходы организации
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой деятельности
ПБУ 17/2002 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
ПБУ 18/2002 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
ПБУ 19/2002 Учет финансовых вложений
ПБУ 20/2003 Информация об участии в совместной деятельности
ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений
https://www.youtube.com/watch?v=Dwx9wGSFdhU
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
Методические указания и рекомендации
Методические указания по учету основных средств
Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию
Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для малого предпринимательства
Информация министерства финансов рф
ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»
ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»
ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организаций в годовой бухгалтерской отчетности»
ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства»
ПЗ-5/2011 «О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организаций»
ПЗ-1/2011 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций»
ПЗ-4/2009 «О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности»
🎬 Видео
Урок 4. Весь бухгалтерский учёт на примере одной задачиСкачать
Принципы бухгалтерского учета и составления финансовой отчётностиСкачать
Отчетный период 2019 года: особенности бухгалтерского учета и применения федеральных стандартовСкачать
Весь бухучет с нуля для тибетского ежа! За 19 минут, без предисловийСкачать
Урок 1. Основы бухгалтерского учёта за 9 минут!Скачать
1. Методы бухгалтерского учётаСкачать
Какая задолженность подлежит дисконтированию? | Национальные стандарты бухгалтерского учетаСкачать
Единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета Банка России для МФОСкачать
Федеральные стандарты бухгалтерского учета. О налогах с Петром Захарченко.Скачать
Новый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета в финансовых организацияхСкачать
Новые стандарты бухгалтерского учетаСкачать
1. Методы бухгалтерского учётаСкачать
Новые стандарты бухгалтерского учета: ключевые нововведения и переход.Скачать
6. Виды учета. Бухучет для начинающих.Скачать
2020: Правовое регулирование бухгалтерского учетаСкачать
Бухгалтерский учет в бюджетных (муниципальных) учреждениях.Скачать