+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности учета тахографа в бухгалтерском учете

Содержание

Учет расходов на содержание автотранспорта

Особенности учета тахографа в бухгалтерском учете

Наличие автомобиля подразумевает осуществление собственником дополнительных расходов, которые связаны с оформлением страховки по ОСАГО, прохождением технического обслуживания, приобретением ГСМ и запасных частей.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ специальные виды автомобилей должны быть оснащены дополнительным оборудованием (например, тахографами и системами спутниковой навигации). Об этих и других видах расходов пойдет речь в статье.

Оформление страховки по ОСАГО

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом, и является публичным.

В связи с этим страховые тарифы и их структура, правила обязательного страхования определяются страховыми организациями с учетом требований, установленных ЦБ РФ (п. 1, 2 ст. 426 ГК РФст.

1, 5, п. 1, 2 ст. 8, ст. 9 Федерального закона № 40-ФЗ).

Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что в соответствии с п. 1 ст.

10 Федерального закона № 40-ФЗ срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых данной статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

В силу этого расходы автономного учреждения, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, должны отражаться как расходы будущих периодов. Напомним, что согласно п.

302 Инструкции № 157н[1] для учета таких расходов предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов».

В перечне расходов будущих периодов, приведенном в указанном пункте, поименованы расходы на добровольное страхование (пенсионное обеспечение) сотрудников учреждения. С учетом того, что расходы по договору ОСАГО являются аналогичными по своей сути, они также отражаются в учете как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся (п. 302 Инструкции № 157н).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п. 256 Инструкции № 157н).

Центр по контролю и качеству лекарственных средств, имеющий статус автономного учреждения, заключил со страховой организацией договор ОСАГО сроком на один год в декабре 2014 года. Предположим, что страховой взнос составляет 12 000 руб. и уплачивается за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Лицевой счет учреждения открыт в органе Федерального казначейства.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией №183н[2]:

Проведение технического обслуживания

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона № 170-ФЗ[3] под техническим обслуживанием (ТО) транспортных средств понимается проверка их технического состояния[4].

В ходе такой проверки выявляется соответствие автомобиля обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении на территории РФ и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами.

Правила проведения технического осмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008. Согласно п. 6 данных правил, а также ст.

16 Федерального закона № 170-ФЗ ТО осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства (или его представителем) и оператором технического осмотра.

Предельный размер такой платы устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 18.10.2011 № 642-а.

В силу Указаний № 65н расходы на обследование технического состояния автомобиля, осуществляемое в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта, определения возможности дальнейшей эксплуатации (включая диагностику автотранспортных средств, в том числе при государственном техническом осмотре), ресурса работоспособности, следует относить на подстатью 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» (п. 256 Инструкции № 157н).

Стоматологическая поликлиника, имеющая статус автономного учреждения, заключила договор о проведении ТО служебного легкового автомобиля с оператором технического осмотра.

Согласно договору плата за проведение ТО составила 3 000 руб. Расходы по оплате указанной услуги осуществлены учреждением за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Легковой автомобиль относится к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н:

Приобретение тахографов

Обязанность обеспечить автомобили тахографами вытекает из положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, а также Правила использования, обслуживания тахографов и контроля их работы

Источник: http://bishelp.ru/business/uchet-rashodov-na-soderzhanie-avtotransporta

Ведение документации для тахографа | Региональный Центр Тахографии

Особенности учета тахографа в бухгалтерском учете

Приобретение, установка и обслуживание приборов контроля для грузовых автомобилей, а также карт водителей требует дополнительных расходов для транспортных предприятий.

Как и любые другие финансовые издержки организации, затраты на содержание тахографов должны быть учтены бухгалтерии компании.

Важно знать как правильно отразить расходы, чтобы не нарушить законодательные и отраслевые нормы.

Бухгалтерский учет тахографов

В документах бухгалтерии устройства учета отражаются как самостоятельный объект ОС. ОС – основные средства, относящиеся к имуществу предприятия, которые применяются на протяжении года и более для организации и поддержки рабочих процессов. Установленный аппарат контроля обязательно должен соответствовать нормам п. 4 Приложения по бухучету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.


Предметы, подходящие под данную категория отражаются в первоначальной стоимости, в которую также входит договорная (без НДС) и цена работ по установке прибора.


Финансовые затраты комплексно отражаются по дебету сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учитывается договорная стоимость и расценки по услугам монтажа и калибровки. После того, как устройство установлено, его первоначальная уже учтенная стоимость уходит в дебет сч. 01 «Основные средства».


Срок полезного применения определяется при помощи Классификации основных средств, которые включены в группы амортизации. Тахографы относят к пятой группе, так как они являются техническими приборами учета, контроля и фиксации данных.


В ситуациях, при которых стоимость аппарата составляет меньше организационного лимита на имущества, то есть на основные средства (менее сорока тысяч рублей), прибор учета определяют в группу материально-производственных запасов предприятия.


Затраты на оборудование учитываются по дебету сч. 10 «Материалы» и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по фактической цене. При запуске устройства в эксплуатацию, затраты на него признаются как расходы на обычные виды деятельности производства. Для гарантии сохранения уже эксплуатируемого аппарата контроля, расходы на него могут быть указаны в забалансовых счетах.

Учет карт водителей


В настоящее время не установлен общепринятый нормативный порядок отражения карт водителей в бухгалтерской документации. Предприятия самостоятельно разрабатывают систему учета, которая в обязательном порядке отражается в общей бухгалтерии организации.


В случаях, когда затраты на карту водителя не превышает сорока тысяч рублей, расходы относят к категории материально-производственных затрат. Для отражения карт чаще применяют отдельный субсчет сч. 10 «Материалы» или 10/9 «Инвентарь и хоз.принадлежности».


Так же как и для устройств контроля, для водительских карт, которые уже эксплуатируются, организуют отдельные забалансовые счета для их учетности. Специфика карт состоит в том, что они индивидуальны для каждого водителя. Поэтому карта прикрепляется за каждым сотрудником отдельно. С забалансового счета списание карты может произойти при ее потере или при сокращении работника с должности.


Приобретение и установка приборов, а также получение карт водителей учета является обязательным при коммерческом использовании грузовых автомобилей для организации перевозок.

Поэтому финансовые издержки на данные категории следует относить к затратам на имущество, требуемое для работы и эксплуатации основных средств предприятия.

Такие виды финансовых издержек являются составной частью материальных затрат и отражаются в конечной сумме стоимости и монтажа в момент начала эксплуатации.

Учет затрат на замену комплектующих и демонтаж прибора


  • Работы по замене блока СКЗИ оформляются как финансовые издержки на обслуживание устройства и относятся к типовым затратам по обычным видам деятельности предприятия.

  • Работы по демонтажу, установке устройства с одного грузового авто на другое отражаются как доп.услуги, входящие в обслуживание аппарата. Денежные средства для демонтажа, установки на другое ТС, замены блока СКЗИ, процесса калибровки прибора оформляются как часть расходов на обычные виды деятельности предприятия.

Демонтированный СКЗИ необходимо сохранять на протяжении одного года, согласно нормативным актам, регулирующим установку и работу с устройствами контроля деятельности грузовых транспортных средств. Но в течение этого периода блок СКЗИ уже не должен находиться на забалансовом счете.

Заказать расчет стоимости

Процесс ведения документации для приборов учета помимо бухгалтерии включает в себя еще одну важную составляющую – получение данных, учтенных аппаратом.


Согласно законодательным нормам процесс выгружения информации должен проходить не реже чем через две недели. Полученные данные должны храниться на протяжении одного года в журнале выгрузки информации с тахографа.


Для удобства проведения данного процесса существует несколько способов получения данных.

Картридер

Различают стационарные и переносные модели. Вторые пользуются особенной популярностью при наличии большого количество транспортных средств на предприятии.


Для использования данных приборов необходима установка специализированного программного обеспечения. На рынке представлены несколько вариантов моделей данных аппаратов от различных производителей, с одинаковыми функциональными возможностями.


Поддерживает работу без карты предприятия. Гарантирует скоростной и бесперебойный процесс выгрузки. Оснащен картой памяти, благодаря которой можно загружать полученные данные на ПК.

Поддерживает функцию создания копий на доп.носителе. Позволяет контролировать информацию в момент получения благодаря интерактивному экрану. Совместим со всеми моделями устройств контроля и карт водителя. Позволяет проанализировать полученную информацию.

Отличается простотой и легкостью использования. Оснащен функцией передачи данных на ПК для последующей архивации и хранения.

Позволяет работать с любым количеством информации. Подходит для всех типов устройств учета. Оснащен функцией регулярной выгрузки данных и их хранения. Расшифровывает полученную информацию с высокой скоростью.


Оснащен дополнительным кабелем для выгрузки и анализа данных, установленных в кабинах на различных уровнях. Совместим с любыми картами водителя. Может загружать весь объем данных или трехмесячный объем.


Простой интерфейс позволяет считывать информацию всего за десять секунд. Длинный кабель обеспечивает легкий доступ к аппаратам, расположенным на любом уровне. Адаптирован для всех видов карт и приборов контроля. Для архивации и хранения данных необходима установка специального программного обеспечения.

На корпусе прибора контроля оборудован специальный вход (USB) для установки флешки. Такая функция позволяет выгрузить данные на внешний носитель. Для анализа полученной информации на ПК необходима установка специального программного обеспечения.

Программа ШТРИХ – Тахо Report


Для проведения удаленного анализа выгруженных данных с тахографа можно использовать данную программу. Ее можно получить бесплатно – она в свободном доступе представлена в интернете на официальном сайте программы. Функционал позволяет проводить расшифровку и анализ в кратчайшие сроки с любого устройства, поддерживающего программу.

Источник: http://rctahograf.ru/vedenie-dokumentacii-dlya-tahografa/

Тахографы: учёт и контроль

Особенности учета тахографа в бухгалтерском учете

Уже на заре автомобильной эры люди осознали, что железный конь не простое средство передвижения. Кроме навыка управления этим, новым тогда видом транспорта, от водителя потребовалась определённая дисциплина и контроль основных функций машины, а также собственного режима труда и отдыха.

Прошло более ста лет, автомобилестроение получило грандиозное развитие. Значительно повысились и требования к водителю: его физическому и психологическому состоянию в момент управления автомобилем, которые влияют на безопасность движения. Сегодня контроль времени труда водителя помогает обеспечить современный прибор — тахограф.

История тахографа

Рациональные европейцы уже в начале XX века выстраивали цивилизованный бизнес грузоперевозок с помощью новейших достижений техники. Первым тахографом можно назвать «самописец Джонса», который выпустила английская компания Markt & Co. London Ltd в 1911 году. Этот прибор регистрировал пройденный автомобилем путь в течение суток и действовал на основе часового механизма.

Самописец Джонса

Со временем изобретатели совершенствовали самописец. В 1920-е годы в Германии был разработан механизм, графически выстраивавший линию движения авто.

А на рубеже 30–40-ых годов собственники транспортных средств научились использовать тахографы для контроля расхода автомобильного топлива.

Сегодня тахограф не дополнение, а обязательное устройство в автомобилях, которые совершают длительные поездки.

Тахограф: право или обязанность?

Тахографы получили распространение в России в середине 1990-ых годов, а массово стали устанавливаться на транспорт с 16 июля 2010 года, после присоединения нашей страны к «Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». (PDF)

Постепенно законодательная база применения контрольных устройств расширялась и с 1 января 2013 года установка тахографа на автомобили классов М2, М3 (микроавтобусы и автобусы максимальной массой более 5 тонн и имеющие, помимо места водителя, более 8 пассажирских мест) и N2, N3 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн) уже не право перевозчика, а обязанность. Неисполнение требований закона закономерно влечет за собой неотвратимость наказания.

Кодексом административных правонарушений России за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений (ст. 19.19) предусмотрены штрафы для должностных лиц от 20 000 рублей до 50 000 рублей, для юридических лиц от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

С 1 апреля 2013 года ответственность несет и лично водитель. За управление автомобилем без контрольного устройства или с выключенным тахографом, он рискует получить штраф до 2 500 тысяч рублей. Если же им нарушены установленные режимы труда и отдыха водитель должен будет готов выложить от 500 до 1 000 рублей. И это не предельные суммы.

Уже сегодня на рассмотрении законодателей находится проект Федерального закона, вдвое увеличивающего размер штрафов за это правонарушение.

Специалисты предупреждают, что штрафы будут продолжать расти: после подписания документов о присоединении к ВТО, Россия должна будет увеличить штрафы до международного эквивалента — 4 000 евро и 1 500 евро соответственно.

При этом стоит помнить, что соответствующие международным стандартам тахографы унифицированы, внесены в общеевропейский реестр и имеют сертификат типа средств измерений в виде буквы «е» и номера, определенного Европейским соглашением для каждой страны. Отсутствие на приборе маркировки такого типа не допускает его использование в качестве тахографа.

Таким образом, наличие тахографа на транспортном средстве, прежде всего, требование действующего российского законодательства. Однако каждый владелец автомобиля, оснащённого тахографом, по достоинству оценит функциональные преимущества этого устройства.

Функционал

Тахограф, вне зависимости от воли водителя фиксирует скорость транспортного средства и пройденный относительно определённого временного периода путь.

Эта информация служит для точного учёта рабочего времени и обеспечивает объективный контроль длительных простоев транспорта по инициативе водителя, что позволяет владельцам автотранспортных предприятий иметь полную картину по функционированию служебного автопарка и более эффективно выстраивать свой бизнес.

Но основной задачей тахографа остается контроль работы водителя: фиксация времени проведенного в движении за рулем, длительности остановок для отдыха, что позволяет оградить водителя от переутомления и притупления внимания на дороге.

Так как тахограф является элементом, обеспечивающим безопасность на дороге, он подлежит обязательной сертификации и ежегодной метрологической поверке.

Принцип работы тахографа основан на обработке электрических импульсов от датчика скорости на коробке передач, таким образом фиксируется время, проведенное транспортным средством в движении и простое.

Существует 2 типа тахографов, отличающиеся способом записи информации и степени её защищённости:

Пример аналогового тахографа

Исключение законодатели сделали для машин, эксплуатирующихся исключительно на территории России легче 15 тонн и имеющих менее 20 посадочных мест. На такие автомобили до 25 мая 2013 года продлен сертификат соответствия на устройство VDO 1318.

Наиболее популярные в настоящее время, зарекомендовавшие себя на рынке тахографы — это цифровые устройства австрийского производства EFAS-4, германский Siemens VDO DTCO 1381, а также ШТРИХ-ТахоRUS, выпускающийся в России.

Пример цифрового тахографа

Тахографы производятся двух типоразмеров: круглые, устанавливаемые в гнездо спидометра, и радиоформата, устанавливаемые в гнездо автомагнитолы.

Вместо надписей на национальном либо иностранном языке для обозначения параметров в приборах используются графические изображения — пиктограммы.

Выдаваемый тахографом документ является объективным, формируется автоматически и защищён от фальсификаций. Показания тахографа являются юридически значимыми и признаются в качестве доказательств в суде или в разбирательствах при транспортном контроле на дорогах.

Прибор работает при низких температурах (до минус 40 градусов), виброустойчив и ударопрочен. Может устанавливаться на все типы транспортных средств.

При выборе тахографа стоит учитывать, что австрийское и германское устройства могут работать на международных перевозках, так как имеют соответствующие сертификаты. Российский Штрих сертифицирован только для поездок внутри нашей страны.

Необходимо добавить, что современные цифровые тахографы, в отличие от морально устаревающих аналоговых, защищены от несанкционированного изменения записанных в них данных. Вся информация фиксируется на встроенной карте тахографа. Часть информации дублируется на индивидуальной карте водителя.

Сегодня на рынке автомобильной техники появились предложения устройств, которые совмещают в себе функции тахографа и навигационного терминала на базе ГЛОНАСС/GPS.

Использование таких приборов вызывает сомнение: так как требования к каждой системе мониторинга законодательно закреплены, при выборе такого устройства стоит обратить пристальное внимание на соответствие их сертификатов и лицензий действующему законодательству.

При наличии дополнительного прибора, отслеживающего движение по системе ГЛОНАСС (типа АвтоГРАФ), уровень контроля и защита от несанкционированного вмешательства водителя, путем перекрестной проверки некоторых данных, существенно повышается.

Нарушение режима работы водителями — уснул за рулем, отвлекся и т.п. — стоит в начале списка причин ДТП с участием грузовиков и автобусов.

При этом повышение дорожной безопасности после внедрения тахографов доказано в Европейских странах.

Смертность при ДТП там втрое ниже, чем в нашей стране, при том, что плотность населения, а соответственно и плотность автомобилизации выше в 4–5 раз.

Источник: http://www.proffit2000.ru/info/23-articles/113-tachograph-article

Бухгалтерский учет тахографов

Особенности учета тахографа в бухгалтерском учете

В июле 2016 года вступили в силу изменения в законодательство об обязательной установке тахографов на автомобили. В частности, с 1 июля попали под запрет аналоговые приборы старого образца.

Компании, на балансе которых состоял транспорт, оснащенный таким оборудованием, должны были в ускоренном порядке пройти модернизацию. По неофициальной статистике, за первую половину 2016 года в России было установлено почти столько же тахографов, сколько за весь прошедший год.

И этот «бум» продолжается, поскольку первые официальные лица уже получили административные наказания за допуск в работу транспорта, не прошедшего переоснащение.

Бухгалтерский учет карт водителей и тахографов в 2016 году имеет свою специфику. На этом вопросе мы и остановимся в нашем очередном материале.

Кого это касается

На всякий случай напомним, что в 2016 году цифровым тахографом должны быть оборудованы:

  • все грузовые автомобили N2, N3 независимо от характера перевозимых грузов и маршрутов использования;
  • автобусы категорий M2 и M3;
  • некоторые виды спецтехники.

Отметим также, что все устанавливаемые тахографы должны быть оснащены блоком СКЗИ. Эксплуатация автомобилей с цифровыми тахографами без криптографического блока, которые были установлены до изменений в законодательстве, разрешена еще 2 года, до 1 июля 2018.

Автотранспорт, использующийся на международных маршрутах, должен быть оборудован специальным тахографом, соответствующим стандарту ЕСТР и дооснащенным блоком СКЗИ (список разрешенных тахографов данного типа можно посмотреть на сайте Росавтотранса).

Как поставить на баланс

Итак, компания, оказывающая услуги по установке оборудования, найдена, карты приобретены. Для частника-ИП проблемы на этом заканчиваются. А для предприятий все самое интересное еще впереди. Как показала практика последних лет, с бухгалтерией все не так просто.

Дооборудование или модернизация

Сказано по этому вопросу экспертами достаточно много, но при этом вопросы у владельцев транспорта возникают регулярно. Два этих термина различаются кардинально.

Модернизация определяется как «комплекс мер, влияющих на эксплуатационные и технические характеристики автомобиля или изменяющая сроки его службы». Дооборудование строгого определения не имеет, и потому особых требований по этому поводу не налагается.

А теперь обратимся к первой статье Приказа №36 Минтранса, где четко сказано, что тахографы обеспечивают регистрацию некорректируемых данных о маршруте движения и скорости ТС, а также о соблюдении водителями режимов отдыха. Обратим внимание на слово «регистрация». О влиянии оборудования на технические характеристики автомобиля речи не ведется. Соответственно, установку тахографа можно приравнять к установке автомагнитолы или сигнализации.

Почему это важно? Потому, что в соответствие с этой трактовкой присовокупить стоимость тахографа к стоимости ТС нельзя. Это отдельный элемент, который может быть снят с одной машины и установлен на другую. С точки зрения бухгалтерии, тахограф (как и карты водителя) должны занимать отдельную строку баланса.

Как ведется учет

Как ни парадоксально на первый взгляд, учет тахографа зависит от его стоимости. Дело в том, что средние цены на оборудование балансируют на границе минимальной стоимости основных средств производства – 40 тысяч рублей.

Самые дешевые тахографы с установкой и в случае получения скидки (если приобретается оборудование на автопарк из нескольких машин) обходятся порядка 35 тысяч. Верхний порог – у устройств европейского образца с блоком СКЗИ. Обойдутся они в 45-55 тысяч.

Учет оборудования стоимостью до 40 тысяч

ПБУ 6/01 указывает, что минимальная стоимость основных средств на балансе организации устанавливается внутренней политикой (то есть Уставом). «По умолчанию» устанавливается максимальная цена – 40 тысяч рублей. Если приобретенный актив (в данном случае – тахограф) укладывается в этот ценовой диапазон, на учет он ставится как материально-производственный запас.

По факту это означает, что затраты списываются с баланса единоразово и в полном объеме. При подаче налоговой отчетности бухгалтер записывает все затраты на приобретение тахографов в расходы. В дальнейшем оборудование в налогообложении не участвует.

Учет оборудования стоимостью свыше 40 тысяч

А вот если ТС оборудуются приборами за 40 тыс. и 1 рубль и более, тахограф будет считаться полноценным объектом. Это означает, что списать все затраты с баланса за один раз нельзя. На них должен быть установлен срок использования (ориентировочно равен заявленному заводом-изготовителем сроку эксплуатации). Сумма будет списываться пропорционально.

Поскольку амортизационные расходы закладываются только на основные средства стоимостью более 100 тысяч, расходы бухгалтер должен заносить в статью с материальными расходами. Причем с точки зрения современного права, возникает разночтение в трактовке оборудования как бухгалтерского объекта и объекта налогообложения.

С первой точки зрения, он будет амортизационным (поскольку стоимость распределяется на весь срок эксплуатации), а со второй – неамортизируемым (списывается по статье «Материальные расходы» НК РФ).

Из-за этого разночтения у компании могут возникнуть проблемы с налоговыми органами при подсчете суммы налога. Дело осложняется тем, что списать неамортизируемое имущество можно в течение нескольких налоговых периодов, но не более одного налогового года.

Иными словами, порядок списания будет зависеть даже от времени введения устройства в эксплуатацию. Например, если установить тахограф в 3 квартале 2016 года, списать затраты с баланса необходимо в течение этого и последующего отчетного периода, но не позднее 1 квартала 2017 года. Если же установить его в 1 квартале 2017 года, срок разбивается на 4 квартала, до 1 квартала 2018 года.

Из-за чрезвычайно сложной формулы постановки на баланс высока вероятность того, что материальные затраты будут недосчитаны (или наоборот – пересчитаны), а налог – недоплачен или переплачен. В результате компания может быть наказана выплатой пени.

Таким образом, приобретение более дешевого тахографа – это не только способ естественным способом сэкономить, но и вполне реальная оптимизация бухучета компании. Из-за дорогих тахографов могут возникнуть проблемы со сведением баланса. Компаниям, работающим на внутреннем рынке, есть над чем подумать, а вот ВЭДовцам деваться некуда, придется повозиться с балансом.

Как вести учет карт

Поскольку карты водителя организация так же покупает за свой счет, их тоже необходимо ставить на баланс организации. Стоимость их невысока, поэтому таких проблем, как с тахографическим оборудованием, не будет. Но определенного порядка придерживаться стоит:

  1. Для оформления карты водитель должен написать заявление установленного образца. Обратите внимание, что компании, которые занимаются выпуском карт готовят образец самостоятельно, поэтому единой формы нет.
  2. К заявлению прикладываются копии паспорта, прав и СНИЛСа водителя и ходатайство организации (образец ходатайства также уточняйте в «своей» компании).
  3. Если водитель оформляется на работу, у него на руках может быть действующая карта. В этом случае оформлять ее заново не нужно. Кстати, при увольнении сотрудника карту он тоже может забрать с собой. Такова специфика.
  4. В случае утраты карты по любому поводу пишется заявление на выпуск новой. Компания вправе самостоятельно устанавливать финансовую сторону вопроса в этой ситуации (стоимость карты может быть вычтена из заработной платы водителя).
  5. Порядок оформления бухгалтерией таков: оприходовать карты, отразить сумму НДС, принять НДС к вычету, списать стоимость карты по передаче сотруднику.

Обязательство установки тахографов нового образца принесло организациям много проблем, связанных не только с необходимостью затрат на переоборудование транспортного парка. Серьезные сложности связаны с бухгалтерским учетом оборудования и карт для него. Но, к сожалению, в 2016 году это окончательно стало буднями транспортных компаний.

Источник: http://postebor.ru/zakony-o-taxografax/buxgalterskij-uchet-taxografov/

Особенности учета ГСМ на предприятии

Особенности учета тахографа в бухгалтерском учете

> бухучет > Особенности учета ГСМ на предприятии

Использование любого вида транспорта на предприятии неразрывно связано с учетом ГСМ. В статье разберемся с особенностями учета горюче-смазочных материалов. Что такое нормы расхода ГСМ, как их рассчитать, как списать ГСМ в расходы предприятия, как происходит бухгалтерский учет списания топлива и какие проводки выполняются? На все эти вопросы постараемся ответить в статье ниже.

Учет ГСМ на предприятии и расчет нормы его расхода обычно вызывает массу вопросов у бухгалтеров. Правильное списание расходов на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств очень важно, ведь эти расходы уменьшают базу для исчисления налога на прибыль.

Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны. Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации.

Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

В организации должен быть оформлен приказ о списании ГСМ и топлива.

Начнем с того, что разберем само понятие «ГСМ», что оно в себя включает.

Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.

К ГСМ относится:

  • Все виды топлива (газ, дизель, бензин);
  • Смазочные материалы (масла, смазки, применяемые в процессе ремонта, обслуживания и эксплуатации транспорта);
  • Тормозные, охлаждающие жидкости.

Порядок списания горюче-смазочных материалов

Горюче-смазочные материалы списываются в расходы на основании, так называемых, нормативов. Что это за нормативы и откуда их брать?

Прежде всего, нужно отметить, что существуют нормативы списания ГСМ, установленные Минтрансом России. Но использование этих норм не обязательно, Налоговый кодекс РФ допускает разработать собственные нормы расходования ГСМ и использовать их для списания.

С утвержденными Минтрансом нормами все понятно, берете установленный норматив на списание топлива и прочих сопутствующих материалов для вашего вида транспорта и списываете.

Если же вы хотите разработать свои нормы, то читайте ниже.

Расчет нормы расхода топлива

Расчет нормы списания ГСМ можно провести двумя способами:

  1. Воспользоваться имеющейся к транспортному средству технической документации, на основании которой разработать нормы использования топлива и смазочных материалов в зависимости от сезонности, времени года (так зимний расход топлива значительно превышает летний), также важно учесть и загруженность дорог.
  2. Установить нормы на основании анализа фактического использования транспорта и проведения замеров. Этот способ используется значительного чаще первого, поэтому разберем его более подробно.

Как правильно произвести замеры расхода топлива?

Первым шагом будет создание комиссии для контроля правильных замеров.

Замеры использования топлива проводятся следующим образом: пустой бак транспорта по максимуму заполняется топливом, отмечается количество залитого топлива, записываются данные спидометра. После этого транспорт используется в обычном режиме до тех пор, пока топливный бак не опустеет, после чего опять записываются данные спидометра.

Путем вычитания из последнего показания спидометра начального получается пробег автомобиля — количество километров, которые транспорту удалось проехать на полном баке топлива. Теперь рассчитывается расход топлива на 1 км, для чего делится объем залитого топлива на расстояние, которое проехал автомобиль на этом топливе.

Это и будет нормой расхода топлива.

Так как условия использования транспортного средства могут значительно отличаться, то необходимо провести замеры в различных условиях. При проведении замеров расхода ГСМ нужно учесть:

  • время года (провести замеры в холодное и теплое время года);
  • загруженность транспорта;
  • насколько затруднено движение по дорогам (наличие дорожных пробок);
  • простои автомобиля с включенным двигателем.

Проведя замеры в различных условиях, получаются несколько нормативов, которыми и следует руководствоваться в процессе списания топлива в расходы.

Кроме этого, предприятие может пойти и несколько иным путем: провести замеры для стандартной ситуации, а для различных отклонений условий эксплуатации от нормы разработать поправочные коэффициенты.

Полученные результаты нужно утвердить актом, который подписывают члены созданной ранее комиссии.

Определяя и устанавливая для себя нормы и лимита использования ГСМ, нужно помнить, что полученные величины должны быть обоснованны экономически, не завышены. Не стоит искусственно завышать нормативы потребления, ведь у Налоговой инспекции могут возникнуть не очень приятные для вас вопросы.

Расчет нормы расхода ГСМ разобрали, теперь рассмотрим, как происходит бухгалтерский учет ГСМ на предприятии, какие проводки необходимо выполнять в процессе эксплуатации.

Скачать акт контрольного замера расхода топлива.

Бухучет ГСМ и проводки

Горюче-смазочные материалы в бухгалтерии списываются либо в расходы на продажу (для торговых организаций), либо на себестоимость продукции (для производственных организаций).

Таким образом, счет бухгалтерского учета, на которые следует относить затраты на ГСМ – это 44 или 20 (23, 26). Дебет этих счетов корреспондирует с кредитом счета учета материалов (счет 10), на котором для учета топлива и смазочных материалов открыт отдельный субсчет.

Проводка по списанию ГСМ:

Д20, 23, 26 (44) К10.3 – списана стоимость использованных ГСМ в расходы предприятия.

20-й счет используется в том случае, если транспорт эксплуатируется на рабочие нужды, например, доставка товара клиентам.

23-й счет, как правило, применяется крупными предприятиями, имеющими большее количество транспортных средств.

На 26-й счет списываются ГСМ по транспорту, используемому в служебных целях.

Логично было бы выполнить проводку по списанию ГСМ на величину истраченного фактически топлива, но, как правило, очень сложно определить точное количество используемого топлива, поэтому и списываются горюче-смазочные материалы по установленным нормам.

Принимаются ГСМ к учету в бухгалтерском учете на 10-й счет.

Приобретаются материалы, как правило, за наличные или безналичный расчет.

В первом случае наличные деньги даются водителю под отчет, после закупа необходимых ГСМ водитель отчитывается по истраченной сумме с помощью авансового отчета.

Оставшиеся у водителя деньги сдаются в кассу предприятия. При покупке материалов за безналичный расчет, происходит списание безналичных денежных средств с расчетного счета предприятия.

Проводки при этом выглядят следующим образом:

  • Д71 К50 – выданы наличные деньги под отчет.
  • Д10.3 К71 – приняты к учету материалы, купленные за наличный расчет.
  • Д60 К51 – перечислена оплата поставщику.
  • Д10.3 К60 – приняты к учету материалы, купленные за безналичный расчет.
  • Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным материалам (если выделяется).

Любая проводка выполняется только на основании оправдательного документа.

Проводка по списанию ГСМ выполняется на основании путевого листа и акта на списания ГСМ. Путевой лист можно использовать для списания топлива в расходы, а акт – для списания прочих смазочных материалов.

Образцы путевого листа:

  • легкового автомобиля;
  • грузового автомобиля.

Проводка по принятию ГСМ к учету выполняется на основании авансового отчета и документа, подтверждающего факт оплаты, например, чек (при наличном расчете) или накладная, счет-фактура и документы, подтверждающие оплату (при безналичном расчете).

Помимо вышеуказанного, учет ГСМ на предприятии включает в себя также проведения периодической инвентаризации (ежедневно, еженедельно, ежемесячно – по усмотрению самой организации).

Для того, чтобы сверить остатки топлива с учетными данными, можно пойти двумя путями.

В бак автомобиля долить бензин или другое используемое топлива до полного бака, далее от объема полного бака отнять долитый объем, после чего полученное значение сверить с данными счета 10.3.

Слить из бака остатки топлива, измерить их количество и сверить с учетными данными на 10-м счете.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Источник: http://buhland.ru/osobennosti-ucheta-gsm-na-predpriyatii/

Учет тахографа в бухгалтерском и налоговом учете

Особенности учета тахографа в бухгалтерском учете

Тахограф представляет собой контрольное устройство, функцией которого является отслеживание скорости и режима труда сотрудников. Служит обеспечению выполнения норм, установленных ЕСТР. В июле 2016 года появились требования об обязательной установке таких устройств на авто. Покупку и монтаж тахографа необходимо правильно учесть.

Кто должен устанавливать тахограф в обязательном порядке

Перечень компаний, обязанных устанавливать устройство, оговорен в Приказе №16 от 28 января 2016 года, который внес изменения в Приказ Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 года. В частности, требования касаются этих транспортных средств:

  • Все грузовые авто N2 и N3 вне зависимости от типа транспортируемых грузов и маршрутов.
  • Автобусы категорий M2 и M3.
  • Ряд видов спецтехники.

Устройства должны оснащаться блоком СКЗИ.

Как поставить тахограф на баланс

К какой категории будет отнесена установка тахографа: к дооборудованию или к модернизации? В приказе №36 Минтранса указано, что тахографы нужны для регистрации скорости движения и прочих характеристик. Проводится именно регистрация, которая не влияет на технические свойства автомобиля. То есть монтаж устройства приравнивается к установке, к примеру, сигнализации.

Значит, стоимость тахографа нельзя прибавить к стоимости ТС. Это отдельное устройство. Следовательно, траты на тахограф помещаются на отдельную строку баланса.

Основные особенности бухучета и налогового учета

Учет тахографа определяется его стоимостью и выполняется на основании этих нормативных документов:

  • ПБУ 6/01 «Учет ОС», утвержденные приказом Минфина №26н от 30 марта 2001 года.
  • ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденные приказом Минфина №44н от 9 июня 2001 года.

Рассмотрим все нюансы учета в зависимости от стоимости устройства.

Стоимость тахографа меньше 40 000 рублей

Устройство учитывается в структуре основных средств (основание – пункт 4 ПБУ 6/01). Начальная стоимость его включает в себя затраты на установку (пункт 8 ПБУ 6/01). Стоимость устройства будет списана через амортизацию.

В компании может иметься лимит стоимости объектов ОС, составляющий 40 000 рублей. В подобной ситуации тахографы, цена на которые ниже 40 000 рублей, входят в состав МПЗ. И принятие устройств к учету, и перенос их стоимости на траты выполняются на основании ПБУ 5/01 и Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина №119н от 28 января 2001 года.

Стоимость МПЗ будет списываться на расходы на дату их направления в производство. Такой же порядок признания расходов актуален при налогообложении прибыли (подпункт 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ).

Стоимость тахографа свыше 40 000 рублей, но меньше 100 000 рублей

При стоимости устройства 40 000-100 000 рублей оно признается ОС. Стоимость основного средства будет списана на расходы через амортизацию (пункты 4, 5, 17 ПБУ 6/01). То есть списание производится равномерно. При этом учитывается срок полезной эксплуатации объекта (пункт 19 ПБУ 6/01).

Этот срок устанавливается самим субъектом. При этом можно ориентироваться на Классификацию ОС, утвержденную постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. Тахографы на основании этой Классификации относятся к 4-й группе амортизации.

Следовательно, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

С 1 января 2016 года объекты стоимостью до 100 000 рублей для целей налогообложения амортизирующими не считаются (пункт 1 статьи 256 НК РФ). Стоимость устройства переносится на расходы единовременно. Перенос выполняется в полном объеме по направлению материальных расходов.

Стоимость тахографа больше 100 000 рублей

Устройства стоимостью больше 100 000 рублей признаются основными средствами. Стоимость их списывается через амортизацию. В бухучете цена погашается через начисление амортизации (пункт 17 ПБУ 6/01). В налоговом учете стоимость устройства также погашается через начисление амортизации (порядок этой операции регламентируется статьями 258 и 259 НК РФ).

Использование ПБУ 18/02

Если стоимость устройства составляет меньше 100 000 рублей, производится единовременный учет при переводе тахографа в эксплуатацию. В этом случае образуется необходимость в использовании ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу», утвержденных приказом Минфина №114н от 19 ноября 2002 года.

Рассмотрим проводки, используемые в целях учета. С начала эксплуатации вносятся эти проводки:

В дальнейшем каждый месяц на протяжении всего срока эксплуатации устройства нужно делать эти проводки:

  • ДТ20, 26 КТ02. Начисление амортизации по ОС на основании справки-расчета.
  • ДТ77 КТ68. Уменьшение отложенных налоговых обязательств на основании справки-расчета.

По окончании всех операций сальдо по счету 77 будет составлять ноль. Нулевое значение подтверждает верность расчетов.

Учет карт водителя

Карты водителя включаются в состав тахографа. Покупка устройства предполагает траты на приобретение карт. Покупаются они у изготовителей тахографов.

Бухучет карт

Карта принимается к бухучету в статусе МПЗ по реальной себестоимости. Под последней понимается размер фактических трат на покупку карт. Из этой суммы исключается НДС и возмещаемые налоги (пункты 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденных приказом Минфина №44н от 9 июня 2001 года).

Оприходование карты фиксируется в бухучете по ДТ10. К нему открывается субсчет 10-9. Счет корреспондирует с КТ60.

При передаче карт сотрудникам стоимость их списывается со счета 10 (субсчет 10-9) в ДТ 20 или 26.

Компании рекомендуется следить за сохранностью карты. Для этого она принимается на забалансовый учет по дополнительному забалансовому счету 012 по реальной стоимости приобретения.

Налоговый учет

НДС, предъявленный изготовителем, фиксируется по ДТ счета 19. Корреспондировать он будет с КТ60. Принятие к вычету суммы НДС осуществляется при этих условиях:

  • Принятие на учет купленной карты.
  • Наличие выставленного счета-фактуры.

Соответствующие положения даны в пункте 2 статьи 171 НК РФ, пункте 1 статьи 172 НК РФ. НДС, принятый к вычету, фиксируется по ДТ68. Корреспондирует он со счетом КТ 19.

Налог на прибыль

Траты компании на изготовление карт учитываются в структуре прочих расходов на производство и реализацию (основание – пункт 1 статьи 264, пункт 1 статьи 252 НК РФ). Подтверждается это следующими положениями:

  • Расходы являются подтвержденными.
  • Траты подтверждаются документами.
  • Расходы направлены на деятельность для извлечения прибыли.

При передаче сотрудникам карт стоимость их учитывается в статусе материальных расходов на производство и реализацию. Эта стоимость считается косвенными расходами. Соответствующие правила приведены в пункте 1 статьи 254, пункте 1 статьи 318, пункте 2 статьи 318 НК РФ.

Траты могут учитываться в структуре прочих расходов. Правомерность этого подтверждается подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Проводки будут следующими:

  • ДТ10/9 КТ60. Оприходование карт.
  • ДТ19 КТ60. Отражение предъявленной суммы НДС.
  • ДТ012. Принятие карты на забалансовый учет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие к вычету предъявленной НДС.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Списание стоимости карты, предоставленной сотруднику.

ВАЖНО! Проводки подтверждаются первичными документами. К примеру, это могут быть счета-фактуры.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/tahografa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.