+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое НСОТ?

Содержание

Особенности НСОТ в бюджетной сфере

Что такое НСОТ?

При введении новой системы оплаты труда основной акцент делается на стимулирующих выплатах, выступающих в качестве одного из наиболее важных способов мотивации работников к качественному труду. Как рассчитать стимулирующие выплаты, надбавки и прочее, вы узнаете из материалов этой статьи

Достойные условия труда являются одним из факторов, направленных государством на поддержку кадрового потенциала сферы культуры.

В первую очередь это касается размеров заработной платы, включающей в себя не только оклады, но и различные выплаты стимулирующего характера.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава библиотеки, Пример устава музея, Пример устава театра

С введением новой системы заработной платы в сфере культуры многое меняется. Она позволяет установить взаимосвязь оплаты труда и эффективности работы организации в целом.

А это, в свою очередь, должно привести к построению эффективной мотивации персонала, росту его заработной платы и улучшению показателей работы учреждения в целом.

Не так давно размер оплаты труда работников культуры был настолько низок, что в этой области оставались работать в основном люди, руководствующиеся только интересом к работе. Если говорить о традиционной оплате труда, то кадры в этом случае формировались на основании принципа «работник-волонтер». 

Таких работников прежде всего интересовали не оклады, а культурные блага и особенности культурной сферы.

Однако такой подход к делу не является профессиональным. Ведь работник-профессионал по достоинству оценивает свои профессиональные качества и готов работать только за достойную заработную плату. При этом он должен иметь целый ряд нематериальных мотивов к деятельности.

В данном случае организация обеспечивает и моральные, и материальные стимулы.

Введение новой системы оплаты труда позволит перейти именно к такой модели работника. Переход на НСОТ в сфере культуры осуществляется почти целое десятилетие. На уровне муниципалитетов и регионов эта система начала внедряться еще со второй половины 2009 года.

Начиная с 1992 года, зарплата работников культуры осуществлялась на основании ЕТС, где каждому из них был присвоен определенный разряд и соответствующая ему тарифная ставка. Такая система имела некоторые недостатки.

В первую очередь в ней не были учтены достаточно важные моменты:

  • условия труда работника;
  • опыт;
  • интенсивность труда;
  • качество работы.

И хотя просуществовала она достаточно долго, в настоящее время оказалась неэффективной.

Для новой системы оплаты труда характерны такие качества:

  1. Новаторство.
  2. Прогрессивность.
  3. Способность мотивировать работников на качественную деятельность.
  4. Способность обеспечивать необходимые условия руководителям, касательно вопросов формирования фонда заработной платы;
  5. Увеличение значения стимулирующих выплат для персонала учреждения культуры и другие.

Сегодня заработная плата работника культуры зависит от многих показателей – квалификации, количества и качества затраченного труда, сложности выполняемой работы.

Поэтапная технология проектирования новой системы оплаты труда

НСОТ в учреждении культуры вводится в пошаговом порядке. В первую очередь создаем проект Положения о системе оплаты труда. Вся информация, касающаяся существующей в учреждении культуры СОТ, утверждается локальным нормативным актом, в данном случае Положением.

Если речь идет о ведомственных госучреждениях федерального уровня, то в этом случае данный документ согласовываем с профсоюзом и ведомством.

В Положении прописываем общие контуры СОТ, а также правила назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.  До того, как будет утвержден локальный акт, согласовываем базовый оклад руководителя и всех категорий работников, относящихся к основному персоналу.

Это касается именно тех категорий, которые могут либо приводиться в приложениях к Положении, либо существовать как отдельные приказы.

Прежде, чем руководитель утвердит Положение о системе оплаты, согласовываем его с профсоюзом. Это требование является обязательным.

Следующим шагом является подготовка еще одного приложения, в котором будут представлены критерии и показатели оценки эффективности работы как учреждения в целом, так  и его работников.

В этом случае внимание акцентируем на таких моментах, как:

  • цели;
  • задачи;
  • функции и прочее.

То есть осмысливаем практически всю деятельность организации для выявления ее главных результатов, получение которых необходимо стимулировать. Также это нужно для того, чтобы установить индикаторы данных результатов и разработать показатели.

Что касается целей, задач и функций, то их, как правило, берут из устава или других документов, на основании которых учреждение культуры осуществляет свою деятельность. Все причинно-следственные связи, показатели и индикаторы устанавливаются экспертной оценкой.

Если говорить о критериях эффективности, то они в обязательном порядке должны соответствовать тем задачам, которые ставит перед собой организация. Задачи, не связанные по смыслу, разделяют, так как они будут закреплены за ответственными лицами.

Далее связываем задачи с основными факторами при помощи экспертной оценки. После этого выполняем такие действия:

  • определяем ответственных лиц;
  • подбираем показатели и их нормативное значение;
  • устанавливаем принципы учета достигнутых результатов при осуществлении расчета премиальных выплат.

На следующем этапе разрабатываем мотивационную систему и в то же время акцентируем внимание на внутренних формах для сбора сведений о достигнутых значениях показателей труда и расчета премии. Вся информация передается в бухгалтерию.

Прежде чем внедрить разработанную систему оплаты, нужно удостовериться в соответствии будущего потока стимулирующих выплат целям учреждения культуры. Также следует осмыслить какое поведение персонала в действительности будет вызывать этот поток. По завершении анализа можно будет внести изменения в пользу той или иной категории работников.

Когда будут выполнены все необходимые требования, составляем еще один локальный документ. В нем будут прописаны внутренние правила, на основании которых осуществляется расчет стимулирующих выплат. После этого следует ознакомить всех сотрудников в данным локальным актом.

Как определяется размер оклада для работников учреждения культуры

Для каждой категории работников существуют определенные условия, на основании которых осуществляется определение размера оклада. 

К примеру, для работников культурных организаций размер оклада рассчитывают с учетом таких показателей, как требования к профподготовке и квалификационному уровню. При этом должности соотносят с профессиональными квалификационными группами.

Если речь идет об окладах служащих, по которым не определены профгруппы, то они устанавливаются в зависимости от сложности труда такими документами:

  • соглашением;
  • коллективным договором;
  • локальным нормативным актом.

При этом в обязательном порядке учитывается мнение профсоюза.

Отдельную специфику имеет расчет оклада работников исполнительского искусства. Здесь, как правило, применяется поспектакльная оплата труда. Специалисты рекомендуют производить расчет зарплаты для художественного и артистического персонала, исходя из таких показателей, как разовая концертная ставка и месячное количество выступлений.

Чтобы определить размер разовой  концертной ставки, соотносят размер должностного оклада персонала к месячной норме выступлений и постановок. Данная норма устанавливается самим учреждением. Если норма перевыполнена, то размер зарплаты рассчитывается пропорционально ее перевыполнению.

Сотрудникам художественного и артистического цеха условия оплаты труда могут устанавливаться в индивидуальном порядке. Это, как правило, касается работников, имеющих большой стаж, обладающих высоким исполнительским мастерством, яркой творческой индивидуальностью и пользующихся популярностью у зрителей.

В большинстве госучреждений невозможно установить нормальную продолжительность рабочего времени. Поэтому здесь предусматривается суммированный учет рабочего времени.

Какой механизм расчета выплат стимулирующего характера

Одно из наиболее важных мест в новой системе оплаты труда работника учреждений культуры отведено составу и расчету стимулирующих выплат (СВ). Основой установления их размера для работников являются качественные и количественные показатели работы.

Что касается руководителей, то для них размер данных выплат базируется на показателях работы учреждения в целом.

Многие культурные организации рассчитывают стимулирующие выплаты при помощи следующего механизма:

На сегодняшней день данной методикой пользуются многие учреждения культуры, включая музеи.

Особенности выполнения расчета надбавок и доплат

В качестве надбавок и доплат выступают дополнительные выплаты. Они входят в состав СОТ и начисляются работникам помимо зарплаты. И те, и другие могут носить компенсационный характер.

Также они могут мотивировать работника к повышению качества труда. Некоторые из них предусматриваются трудовым законодательством, например, доплата за совмещение должностей. Кроме этого есть надбавки, которые установлены коллективным договором или локальным нормативным актом. К их числу можно отнести доплату за стаж работы в данном учреждении культуры.

Все данные, касающиеся подобных выплат, в обязательном порядке включаются в трудовой договор. Стоит заметить, что доплаты и надбавки – это либо фиксированная сумма, либо процент от тарифной ставки или оклада.  Они выплачиваются даже тогда, когда человек находится в отпуске, командировке и прочее.

Перечень выплат компенсационного характера установлен приказом Минздравсоцразвития № 822 и включает в себя:

Если говорить о компенсации за работу в ночное время, то в данном случае размер оплаты труда повышается на 20 процентов оклада, рассчитанного на один час работы. Если специалист выполняет свои должностные обязанности с 22 часов вечера до шести утра, значит он работает в ночное время.

Работа некоторых сотрудников связаны с вредными или опасными условиями труда, поэтому после проведения специальной оценки этих условий, им устанавливается повышенная оплата. Иногда оценочная комиссия дает заключение о безопасности рабочего места. В этом случае доплата не предусмотрена.

Случается, что работникам приходится выполнять работу сверх своего рабочего времени. Тогда за первые два часа они получат оплату в полуторном размере, а за все последующие – в двойном. Сотрудники, отвечающие за учет рабочего времени, отражают сверхурочные работы в табелях.

Доплата может осуществляться и за ту работу, которую человек выполняет в праздничные и выходные дни.

Размеры такой  доплаты следующие:

НСОТ: результаты внедрения

На сегодняшний день в госучреждениях федерального уровня выплаты стимулирующего характера составляют до 50 процентов зарплаты в целом. В учреждениях субъектов РФ и муниципальных – до сорока процентов.

Статистические данные свидетельствуют, что полностью решить задачу стимулирования работников при помощи подобных выплат удалось не во всех культурных организациях.

Что касается показателей и критериев деятельности работников, то они проработаны недостаточно. Во многих учреждениях культуры их применение носит формальный характер. Некоторые организации используют стимулирующие выплаты как гарантированную часть заработной платы, не увязанную с результатами труда.

Это объясняется двумя причинами:

  1. Низким размером тарифной части зарплаты.
  2. Низкой конкурентоспособностью организаций культуры на региональных рынках труда.

В связи с этим, учреждение просто вынуждено выплачивать работникам премиальные независимо от результатов труда. Это дает возможность хоть как-то удержать персонал на местах.

Анализ НСОТ свидетельствует о необходимости ее дальнейшей доработки.

Это поможет решить целый ряд проблем:

  • устранить необоснованную значительную разницу между заработной платой руководителя и работников;
  • усовершенствовать систему критериев и показателей деятельности работников и учреждения в целом;
  • отменить выплаты стимулирующего характера, установленные без учета показателей эффективности и так далее.

Главной задачей на сегодняшний день является создание механизма стимулирования оплаты труда, благодаря которому можно значительно повысить качество госуслуг. В первую очередь нужно акцентировать внимание на разработке критериев эффективности, которые позволят стимулировать работников.

Источник: https://www.cultmanager.ru/article/7914-17-m12-19-sistema-oplaty-truda-uchrejdenii-kultury

Нсот в образовании в 2018 году

Что такое НСОТ?

– Предпринимательское право – Нсот в образовании в 2018 году

Учитель Учителем будет называть педагога, который только закончил педагогический институт и поступил на службу в школу. У него нет дополнительного образования и повышенной квалификации. 2.

Старший учитель Помимо обучения детей старший учитель будет заниматься написанием учебных программ и проектов коррекционной работы. 3. Ведущий учитель В его обязанности будет входить координирование работы других педагогов и организация образовательного процесса.

Занимаемая должность будет определять оклад и дополнительные надбавки к заработной плате. Стаж работы и дополнительные аттестационные программы помогут получить должность более высокого ранга. Ходят слухи, что для подтверждения своей квалификации будут введены платные экзамены для учителей.

К чему все это приведет покажет время. Вместо заключения Низкая оплата труда учителя делает эту профессию непривлекательной для молодежи.

Что изменилось в системе оплаты труда педагогов в 2018

Вот, заживу!!! Учитель →Втр, 30/01/2018 — 15:53 #3 ХА ХА ХА ! Я — учитель работала продавцом ! МЕНЬШЕ ГОЛОВНОЙ БОЛИ И ЗАРПЛАТА ТАКАЯЖЕ ХА ХА ХА!Если учителем работаешь то хоть перерывы есть и окна и в туалет сходить можно и даже выходные стабильные!А прадовцов есть девиз Я люблю свою работу и приду туда в субботу и в воскресенье и там встречу все свои праздники ОТ РАБОТЫ ДОХНУТ КОНИ, НО А Я БЕССМЕРТНЫЙ ПОНИ! И как раб без перерывов рабоаешь и вызывают когда захотят! Так что лучше быть нишим учителем, чем рабским продажником! И кстати если посчитать отработаные смены без выходных и тп то учитель больше получает! Нина→Втр, 10/04/2018 — 10:04 #4 Не надо сравнивать работу продавца и педагога. Конечно, у каждой профессии есть свои достоинства и недостатки! Но профессия учителя…

Что такое нсот?

ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств: • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством; • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ; • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления. Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях: 1.

Законы рф 2018

Внимание На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты. Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы.

Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Марьиванна сядет за парту

Все курсы опубликованные на сайте нашего института разработаны в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации, обучение в нашем институте регламентировано Федеральным законом 273 об Образовании в РФ Обратите внимание: Наши курсы необходимы для работы и прохождения аттестации. Именно такие курсы отмечен в критериях для аттестации учителей и соответствия профстандарта педагога.
Наш институт является одним из лидеров в повышении квалификации и переподготовки педагогического состава России. «Дистанционное образование, безусловно, крайне важно для такой страны, как наша» В.В.

Новая система оплаты труда ректоров заработает с января 2018 года

Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика). 2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание. 3.

Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников). 4.

В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
5.

Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Зарплата учителей в 2018

Важно К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно. Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п.

7 ч. 1 ст.

Очень хотелось узнать во всех ли регионах индексируют зарплату.У нас в Ярославской области тоже нет индексации по той же причине, что и вас в Хабаровском крае.Весело живём.На дворе 2018,а зарплату последний раз повышали в 2012.

6 лет прошло, инфляция и так далее, указы президента не выполняются. Выживай учитель как хочешь. Лариса Берлова →чт, 05/04/2018 — 18:47 #17 В Курске так же как и у вас, индексации нет. А теперь увеличили ставки и убрали стимулирующие.

Я, как учитель начальных классов высшей категории стала получать на 1000 меньше.

  • региона – в центральном округе и в районах с суровым климатом заработная плата будет выше;
  • классного руководства – оно также повышает сумму;
  • повышения квалификации – чем своевременнее она будет производиться, тем выше вероятность повышения оплаты труда.

В основе заработной платы учителя лежат следующие составляющие: Составная часть Характеристика базовая оплата идет за ежедневный труд, характерный для педагога: ведение уроков и факультативных занятий, проверка тетрадей стимулирующая дается надбавка за разработку инновационных методик обучения или высокую успеваемость учениковкомпенсационная дополнительно оплачивается работа, связанная с особыми условиями, например, ведение коррекционного классапремиальная премия за высокие показатели труда и перевыполнение норм Исходя из приведенных выше данных заработная плата учителя должна быть высокой.

Но реалии жизни таковы, что несмотря на увеличение нагрузок педагог получает ничтожно мало. Последние новости о зарплате педагога в России Итак, задачи закона 2012 года по увеличению оплаты труда работников образовательной сферы аж на 200% не выполнены.

Всему виной кризис, начавшийся в 2014 году, повлекший дефицит бюджета и невозможность повышения заработной всем бюджетникам даже в небольшом объеме. Поэтому о достижении уровня оплаты труда педагогов до среднего по региону остается только мечтать.

Сегодня средний заработок учителя по России составляет 30 тысяч рублей. Но не нужно забывать о том, что педагоги в Москве получают гораздо больше, чем работники образовательной сферы в регионах.

Как изменится зарплата учителя с 1 января 2018 года Можно с уверенностью сказать, что в 2018 году заработная плата учителя все-таки повысится. И произойдет это благодаря индексации.

В 2018 году ожидается значительное повышение заработной платы учителей. Согласно планам правительства, в следующем году оплата труда учителя должна превысить 200% от средней по региону.

Ставка педагога будет зависеть от коэффициента разброса. В различных регионах дела обстоят по-разному. Не везде уверены в том, что заработная плата работников школьных учреждений превысит запланированную правительством отметку.

Источник: http://buh-nds.ru/nsot-v-obrazovanii-v-2018-godu/

Новая система оплаты труда учителей: экономический анализ

Что такое НСОТ?

Вифлеемский Анатолий

О чем говорят формулы модельной методики НСОТ

Изменение принципов оплаты труда учителей – базовое звено всех современных образовательных реформ. Сегодня педагоги получают зарплату без учета числа учеников в классе.

Как показывает экономический анализ, установление прямой зависимости между учительским заработком и количеством обучающихся станет мощнейшим управленческим рычагом, позволяющим внедрять все остальные реформаторские проекты, в общем и целом направленные на экономию бюджетных средств.

Модель новой системы оплаты труда (НСОТ) основана на подушевом принципе – по числу учеников. Поэтому только с введением НСОТ возможно повсеместное внедрение номативно-подушевого финансирования образовательных учреждений.

«Норматив» разрушает системы финансовой поддержки инновационных школ, лицеев, гимназий, созданные во многих регионах.

«В нашем лицее смета на 2007 год уменьшилась на 3,5 миллиона рублей, – пишет директор одной инновационной школы. – И так во всех лицеях и гимназиях края.

Дело в том, что по местному Положению о лицеях и гимназиях (теперь оно отменено) ОУ повышенного уровня имели более широкие штаты (педагог дополнительного образования, социальный педагог, зам по науке).

Нам добавляли 15% к зарплате, 5% к зарплатному фонду для приглашения вузовских специалистов. Теперь всего этого нет.

А те, кто имел скромные штаты, в выигрыше. Теперь у них берут интервью, и они рассказывают, как всё замечательно…»

Почему так произошло? Нормативно-подушевое финансирование означает усреднение расходов.

Оно, естественно, ударит по инновационным школам, лицеям, гимназиям, у которых – повышенные штаты и соответственно повышенный уровень расходов.

Сегодня указанные учебные заведения получают гранты по нацпроекту «Образование», что отчасти компенсирует утрату системной поддержки. Но нацпроект через несколько лет кончится…

Также введение НСОТ позволит реформаторам раз и навсегда решить проблему малочисленных сельских школ, где по пять–десять учеников в классе, а то и меньше.

При нормативе 25 учеников в классе и жесткой зависимости между оплатой труда и количеством обучаемых просто не найдется учителей, желающих работать с маленькими классами.

Зарплата учителя и так невелика, а с пятью учениками станет мизерной.

Кроме того, НСОТ экономически стимулирует теневое введение платности общего среднего образования, замещение учебных часов, финансируемых за счет бюджета, платными образовательными услугами.

Отказываясь от поддержки лицеев, гимназий, инновационных школ, государство вынуждает их руководителей зарабатывать деньги, вводя платные дополнительные образовательные услуги или различные поборы с родителей.

О качестве и результативности

Реформаторы декларируют следующие базовые принципы НСОТ:

– учет и оплата всех видов деятельности учителя, а не только урочной;

– стимулирование результативности, оплата за качество работы, а не только за время.

Однако модельная методика НСОТ, рекомендуемая федеральным центром, в корне противоречит этим принципам!

Основой вышеупомянутой модельной методики является формула, учитывающая прежде всего количество уроков и число учащихся в классе. Какого-либо иного определения «результативности» и «качества работы», кроме как числа учащихся в классе и традиционной зависимости от категории учителя, предложенная методика не содержит.

Конечно, предлагается устанавливать различные надбавки в зависимости от качества работы учителя (которое никак не определяется). Но в этом нет ничего нового; этот же принцип заложен, например, в московской и нижегородской системах оплаты труда, основанных на единой тарифной сетке (ЕТС).

Процитируем ключевое положение подушевой НСОТ:

«Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

О = Стп х Н х П х К х А,

где О – оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

Стп – расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

Н – количество обучающихся по предмету в каждом классе;

П – количество часов по предмету по базисному учебному плану в месяц в каждом классе;

К – повышающий коэффициент за сложность предмета;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога».

Как видим, по-прежнему сохранилась прямая зависимость размера учительской зарплаты от числа проведенных уроков. Только к ней добавилась столь же прямая зависимость суммы заработка от числа учащихся в классе.

В результате получается, что качество образования в данной методике НСОТ приравнивается к результативности работы, понимаемой как число учеников, присутствующих на уроке. Таким образом, количество учащихся в классе становится качеством работы учителя. Вот такая инновационная схема…

«Мы сделали шаг в сторону изменения системы оплаты труда учителей, – пишет один из идеологов введения НСОТ, ректор института образовательной политики «Эврика», член Общественной палаты Александр Адамский, в августовском номере газеты «Вести образования».

– В рамках комплексного проекта модернизации образования в регионах начинают учитывать при оплате все виды деятельности, не только уроки. Другим существенным принципом новой системы оплаты труда является поощрение результативности.

И теперь самое время более строго определить: а что такое результативность школы и труда учителя сегодня в России?»

То есть фактически главный идеолог введения НСОТ говорит, что в результате введения НСОТ поощряется неизвестно что. Это что-то («результативность») власти уже поощряют с помощью НСОТ, но до сих пор не знают, что это значит!

Ставка или оклад?

Наиболее последовательно введению НСОТ противостоит Профсоюз работников образования и науки РФ. Эксперты ЦК профсоюза подготовили экономический анализ НСОТ.

Основное возражение против НСОТ следующее: «…действующее законодательство предусматривает оплату труда учителей на основе ставок заработной платы, поскольку в соответствии со статьей 333 ТК РФ со ставками заработной платы связано нормирование труда учителей, которое определяется Правительством РФ и к компетенции субъектов РФ и органов самоуправления не отнесено».

Напомним, что в модельной методике НСОТ используется термин «оклад». И с точки зрения права это противоречит действующему законодательству.

«Ставка и оклад суть одно и то же, – пишет Александр Адамский. – И устанавливаются по одной и той же ЕТС. Разница между тарифной ставкой и окладом определена в статье 129 ТК и состоит в том, что тарифная ставка выплачивается за выполнение нормы труда за единицу времени, а оклад – за выполнение трудовых обязанностей за календарный месяц».

Далее автор делает вывод: «Закон и практика его применения позволяют вводить оклады для учителей, несмотря на то что в законе использовано слово “ставка”».

Хотелось бы дать несколько комментариев.

Во-первых, идея о том, что можно применять на практике не отраженные в законе термины – и ссылаться в доказательство их легитимности на этот же самый закон! – для юриспруденции крайне нова.

Во-вторых, в упомянутом Постановлении Правительства РФ от 03.04.

2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», как следует уже из его названия, используется именно термин «ставка». Это постановление вполне четко определяет, как и за что следует платить педагогам (в частности, ставка учителю должна выплачиваться за 18 уроков в неделю).

При этом не только ЦК профсоюзов и независимые эксперты дают именно такую трактовку, но и непосредственно Минобрнауки России. В министерском приказе № 69 от 27.03.06 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников

образовательных учреждений», подписанном министром Андреем Фурсенко, дается регламентация рабочего времени учителя. В этом приказе тоже используется термин «ставка».

При этом, согласно приказу, педагогическая работа делится на две части: нормируемую, за которую выплачивается зарплата, и ненормируемую, которая не учитывается и формально не оплачивается.

И это сделано совершенно справедливо, так как, в отличие от учета времени, затрачиваемого непосредственно на уроки, какого-либо механизма учета иных видов работ, которые осуществляет учитель, просто не найдено.

Общее время работы ограничено 36 часами по ТК РФ, а в оставшееся от уроков время учитель должен успеть сделать многочисленные виды работ, указанные в п. 2.3. названного приказа.

Стоит заметить, что с правовой точки зрения оплата труда на основе ставок заработной платы и оплата труда в соответствии с должностными окладами довольно сильно различаются, это не просто терминологическая «нестыковка».

При оплате труда по ставке педагог получает определенную нагрузку. А если (с его согласия) он постоянно осуществляет работу больше или меньше этой нормы, оплата его труда производится пропорционально количеству часов учебной нагрузки в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы.

Если же работнику выплачивается должностной оклад за установленную продолжительность рабочего времени, то оклад уже не может меняться, если педагог работает сверх этого времени.

Такая работа должна компенсироваться дополнительной оплатой как за сверхурочную работу в порядке, предусмотренном ст.

152 ТК РФ: оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Законны ли НСОТ?

Что же в правовом смысле означает использование термина «оклад» в модельной НСОТ? То, что эта система оплаты труда не соответствует федеральным нормативно-правовым актам. И без внесения изменений в Постановление Правительства РФ № 191 и изменения приказа Министерства образования и науки № 69 внедрение НСОТ, основанных на модельной методике, неправомерно.

Конечно, для обеспечения нормативной базы введения НСОТ реформаторы могут изменить эти документы. Но есть еще и федеральный закон, которому противоречит НСОТ.

Это Закон № 122, принятый 22 августа 2004 года. При участии заместителя председателя Комитета Думы по образованию и науке Олега Смолина и фракции КПРФ в нем появился один немаловажный пункт.

Напомним, что введение НСОТ – федеральный центр дает только модельную методику – происходит на региональном уровне. И на этот счет в Законе № 122 есть указание:

«…При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов… вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года».

Исходя из положений Закона № 122, любая система НСОТ, созданная региональными властями по федеральной методике, может быть оспорена в суде и органах прокуратуры. Ведь очевидно, что НСОТ ухудшает положение учителя, который при прежнем объеме нагрузки и классе в двадцать человек будет получать на 20% меньше, чем его коллега, у которого в классе двадцать пять учеников.

Утверждать, что введение НСОТ можно обжаловать в суде, мне позволяет знание судебной практики по аналогичным проблемам.

Наиболее схожая ситуация – это недавняя попытка сократить льготы по коммунальным услугам, положенные сельским учителям. Однако эта попытка оказалась неудачной.

Действия региональных властей успешно обжаловались педагогами в судах, а прокуратуры регионов также выносили свои протесты и обращались в суды с исками.

Так, например, определением Верховного суда были признаны недействующими нормы закона Коми-Пермяцкого автономного округа, которым учительские льготы по оплате жилья и коммунальных услуг заменялись выплатами в 1740 рублей в год для тех, кто живет по договору найма, и в 1260 для тех, кто владеет жильем по праву собственности. Причина признания норм незаконными – размер выплат не компенсировал расходов по действующим с 01.01.2005 г. тарифам по оплате за теплоснабжение.

Какими могут быть ближайшие последствия введения НСОТ? В первую очередь это выборочное повышение зарплаты для отдельных категорий учителей, которое приведет к конфликтам в педагогических коллективах, вызванным различиями в оплате за один и тот же труд. Не исключено, что в некоторых регионах НСОТ введут лишь формально, на деле сохранив существующую систему исчисления зарплаты учителей.

Долгосрочные последствия использования НСОТ – это, конечно, экономия бюджетных средств. Исчезнут затратные сельские школы, наполняемость классов приблизится к показателю в 25 учеников. Это позволит сокращать учителей, причем с опережением относительно уменьшения числа учеников из-за демографического спада.

Нужна ли такая НСОТ? Такие ли цели нужно ставить, реформируя экономику образования?

Источник: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200701806

2. Цели новой системы оплаты труда ( нсо т) в тарифной сфере

Что такое НСОТ?

Основными целевыми положениями НСОТ для работников, оплачиваемых в рамках тарифной системы, стали следующие:

  • однозначное разделение тарифных компонентов и надбавок предприятия на группы оплаты труда;
  • отделение (разграничение) сверхтарифных надбавок предприятия от тарифных ставок;
  • введение методически единых принципов оплаты труда в тарифной сфере для рабочих и служащих;
  • образование тарифных групп оплаты труда на основе аналитической суммарной оценки типичных видов деятельности на предприятии. При этом учитывается широта фронта работы и требуемая гибкость при выполнении поставленных задач. Вместе с тарифной оплатой осуществляется оплата труда за выполнение вышеуказанных требований;
  • сверхтарифная оплата должна в принципе служить дифференциации вознаграждения согласно индивидуальным результатам труда. При этом носители более производительного труда должны повысить свое вознаграждение по сравнению с прежними системами оплаты, труд менее мотивированных сотрудников должен, наоборот, осуществляться в основном на тарифной основе;
  • система учитывает как качественные, так и количественные аспекты результатов труда; такое понимание и претворение в жизнь понятия “результаты труда” является новым вызовом для всех руководителей;
  • объем сверхтарифной оплаты определяется экономическими и региональными условиями;
  • оценка выполненной работы и определение индивидуальной сверхтарифной оплаты производится руководителями по местам работы. Усиление роли руководителей в оплате труда с одновременной передачей ответственности за децентрализованное использование системы оплаты труда имеет при этом особое значение;
  • система оплаты труда является гибкой и приспособляемой к различным оргструктурам и производственным функциям;
  • управление затратами на оплату труда обеспечивается кадровой службой.

3. Порядок разработки и введения нсот

НСОТ введена для 20 тыс. работников заводов Hoechst, Offenbach и Griesheim акционерного общества Hoechst, оплачиваемых в рамках тарифной системы.

Введению НСОТ предшествовало интенсивное сотрудничество кадровой службы с оперативными подразделениями при разработке и формулировке целей, а также конкретной организации НСОТ. Около 3 тыс.

руководителей было обучено на однодневных семинарах по применению системы оценки результатов труда. Работники и доверенные лица получили подробную информацию о системе с помощью информационных мероприятий и публикаций.

НСОТ возникла в процессе переговоров с производственными советами и является в этом плане компромиссным решением.

4. Структурные элементы нсот

Структура новой системы оплаты труда на заводах АО “ХОЕСТ” включает четыре основных элемента, представленных на рис. 16.1.

Важнейшими элементами системы являются тарифные оклады и индивидуальные надбавки за результаты труда.

Ниже подробно рассмотрен каждый элемент НСОТ.

Тарифные оклады.

Тарифные оклады устанавливаются в соответствии с Федеральным тарифным соглашением об оплате труда для работников химической промышленности, предусматривающим выделение 13 тарифных групп (Е1-Е13), причем начиная с Е9 — тарифные группы служащих. Каждого работника относят в одну из тарифных групп в соответствии оценкой его труда. Отнесение работника к той или иной тарифной группе определяет его тарифный оклад.

Тарифные группы

Рис. 16.1. Структура НСОТ:

1 – тарифный оклад согласно Федеральному тарифному соглашению для химической промышленности; 2 – надбавка предприятия за выслугу лет в тарифных группах с Е1 по Е8; 3 – надбавка предприятия за выслугу лет в тарифных группах с Е9 по Е12; 4 – индивидуальная надбавка за результаты труда.

Надбавки предприятия за выслугу лет. Надбавки предприятияустанавливаются в соответствии с тарифным соглашением в химической промышленности (отраслевые надбавки) и подразделяются в зависимости от групп и стажа работы в определенной группе. Конкретно по тарифным группам это выглядит следующим образом:

• надбавки предприятия за выслугу лет (в процентах от тарифного оклада): начальный тарифный оклад, тарифные оклады через два, четыре, шесть лет работы в соответствующей тарифной группе — утверждены Тарифным соглашением, начиная с тарифной группы Е9;

  • на это Тарифное соглашение опирается и система соответствующих надбавок предприятия за выслугу лет в тарифных группах с Е1 по Е8;

• работники в тарифных группах с Е1 по Е8 получают один раз в каждой тарифной группе право на сверхтарифную надбавку на предприятии. Она покрывает гарантию оплаты, предоставляемую согласно тарифу химической промышленности в группах оплаты Е5 — Е8, и превышает до 7% эту гарантию оплаты.

Конкретный размер этих надбавок определяется принадлежностью к той или иной тарифной группе и стажем работы в группе.

Следует особо подчеркнуть, что надбавки представляют собой результат переговорного компромисса между требованием работодателя о регулировании всех выплачиваемых предприятием сверхтарифных надбавок в зависимости от результатов труда и требованием представителей работополучателей о возможно более высокой гарантированной оплате в зависимости от тарифа.

Индивидуальная надбавка. Индивидуальная надбавка в качестве независимого от тарифа элемента, ориентированного на результаты труда, является ядром НСОТ. Она определяется на основе оценки результатов труда и ориентируется по своему размеру на дифференциацию оплаты работников.

Оценка результатов труда проводится по единой методике для всех работников, оплачиваемых в рамках действующей тарифной системы.

Перед введением системы оценки все руководители и оценщики результатов труда прошли интенсивную подготовку по применению методики.

В будущем планируется регулярное проведение семинара по данной теме, в первую очередь — для вновь назначенных на должность молодых руководителей. На рис. 16.2. представлена организационная схема оценки результатов труда работников.

Рис. 16.2. Организационная схема оценки результатов труда

Источник: https://StudFiles.net/preview/5271104/page:66/

Новая система оплаты труда работников 2018 года

Что такое НСОТ?

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Необходимо было реформировать систему оплаты труда работников образования, нужен был совершенно новый подход. Именно этот процесс продолжается в РФ и сегодня.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Законодательные обоснования

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Принципы НСОТ в образовательной сфере

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Стимулирующие выплаты по НСОТ

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Источник: https://assistentus.ru/oplata-truda/chto-takoe-nsot/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.