Объекты проверки Аудиторские проверки могут затрагивать деятельность таких структур:
- государственные органы власти;
- государственные корпорации;
- казенные учреждения;
- автономные и бюджетные организации;
- внебюджетные фонды;
- унитарные предприятия;
- юридические лица, которые принимают участие в капитальном строительстве на основе инвестиций за счет привлечения средств из федерального бюджета.
Оформление результатов Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации.
- Как проводится аудит в сфере закупок
- Статья 98. аудит в сфере закупок
- Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок
- Как проходит аудит госзакупок
- Как проходит аудит в сфере закупок
- Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок
- Что такое аудит в сфере закупок?
- Кто осуществляет аудит в сфере закупок?
- Зачем нужен аудит?
- Как проводится аудит?
- Заключение
- Как проводят аудит в сфере закупок
- Аудит закупочной деятельности
- Что оценивают аудиторы
- Аудит в сфере закупок: как осуществляется
- Участники правоотношений в сфере аудита
- Предмет аудита
- Проверка законности расходов госзаказчика
- Проверка эффективности расходов госзаказчика
- Итоговый отчет
- Государственные закупки, как выигрывать тендеры:
- 📸 Видео
Как проводится аудит в сфере закупок
Основной Проверяют, анализируют и оценивают данные о закупках Заключительный Обобщают результаты, готовят отчетность , определяют причины нарушений При аудите возможно проведение самостоятельного аналитического мероприятия и мероприятия по иной теме, в которой работа в сфере закупок рассматривается в качестве составляющей деятельности объекта контроля Программа аудита должна содержать:
- основания проведения процедур;
- цель, вопросы действий, осуществляемых проверяющими лицами;
- объекты;
- период, что подлежит проверке;
- срок выполнения процедур;
- перечень лиц, входящих в контрольную группу;
- документы;
- сроки подачи отчетности.
Акт счетной палаты При проверке в сфере закупок составляется акта такого плана: Формирование заключения Заключительная стадия предполагает подготовку результата, выводов и рекомендаций.
Статья 98. аудит в сфере закупок
При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:
- средний объем заявок по каждой закупке;
- количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
- процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.
Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.
Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок
Задачи, методы Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:
- наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
- степень правильности ведения бухучета;
- оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
- поиск путей оптимизации налоговой базы;
- проверка правильности оформления договорных отношений:
- анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
- выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
- анализ ценовой политики.
Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.
Как проходит аудит госзакупок
Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований. 2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее — органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона. 3.
Как проходит аудит в сфере закупок
Важно Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:
- документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
- порядок формирования НМЦК;
- положение о нормировании;
- оригиналы контрактов;
- отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.
Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами. Результаты проверок В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт. Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.
Видео:Управление закупками - С чего начать и чем закончить...Скачать
Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок
Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.
На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.
Между тем, для заказчика проведение аудита — это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.
Что такое аудит в сфере закупок?
Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=byPJ0jbf38M
Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:
- оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
- достижение целей осуществления закупок;
- оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.
Кто осуществляет аудит в сфере закупок?
Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:
- счетная палата РФ;
- контрольно-счетные органы Федерального уровня;
- счетные палаты муниципальных образований.
Зачем нужен аудит?
Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.
Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.
Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.
Как проводится аудит?
При проведении аудита принято условно выделять три этапа:
- Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
- Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
- Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.
Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:
- планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
- оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
- соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
- формирование цены контракта;
- эффективности управления контрактами.
Заключение
Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.
Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.
ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Видео:Статья 98 Аудит в сфере закупокСкачать
Как проводят аудит в сфере закупок
В этом материале мы рассмотрим, кто проводит аудит в сфере закупок, и как проводят подобные проверки.
Аудит закупочной деятельности
Аудит в сфере закупок проводят несколько органов. Это Счетная палата, контрольно-счетные органы в регионах страны, образованные органами государственной власти и муниципалитетов. Аудиторы анализируют и оценивают итоги проведения закупок, а также проверяют, соответствуют ли они заявленным в законе целям.
Аудит закупок производится по ряду критериев. В их числе: целесообразность, законность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность.
Оценивают как сами процедуры, так и понесенные в связи с ними расходы заказчика.
Проверяющие органы власти наделены полномочиями проводить экспертную, аналитическую, информационную и другую работу посредством проверки, анализа и оценки данных о тендерах заказчика.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Что оценивают аудиторы
Аудиторы оценивают деятельность ряда лиц. Это госзаказчики в целом – госорганы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, их контрактные службы и внутренние аудиторы, эксперты, операторы торговых площадок в Интернете, а также системы ведомственного контроля.
https://www.youtube.com/watch?v=TNSq4O393TU
Предметом проверки служат документы. Эксперты имеют право запрашивать и оценивать:
- Бумаги с регламентом определения поставщиков;
- Подтверждения исполнения контрактов;
- Планы и планы-графики;
- Контракты;
- Протоколы по итогам закупок;
- Реестры контрактов;
- Также анализируются сведения, которые заказчик размещает в ЕИС.
Также проверяют процедуры формирования бюджетных средств на закупку и их применения. То есть аудиту подлежат не только проведенные закупки и уже исполненные контракты, но и только планируемые.
Аудиторы используют в качестве источников получения информации:
- Внутреннюю документацию заказчика;
- Сведения из базы данных по закупкам;
- Данные, содержащиеся на электронных площадках;
- Сведения из периодических изданий;
- Информацию из отчетов, статистику;
- Документы о поставках;
- Результаты ранее проведенных проверок.
Видео:Аудит в сфере закупокСкачать
Аудит в сфере закупок: как осуществляется
Аудит в сфере закупок осуществляется на основании 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Методы проведения этого мероприятия определены преимущественно ст. 267 Бюджетного кодекса.
Участники правоотношений в сфере аудита
В силу ст. 98 44-ФЗ обязанности по проведению внешнего аудита в сфере госзакупок возложены на:
- Счетную палату РФ;
- контрольно-счетные палаты (далее – КСП) субъектов РФ;
- КСП муниципалитетов.
Аудиторы оценивают деятельность:
- госзаказчика;
- контрактной службы либо контрактного управляющего;
- экспертов;
- электронных торговых площадок;
- системы ведомственного контроля в сфере госзакупок;
- представителя заказчика, которому поручен внутренний аудит закупок.
Предмет аудита
Исследуется документация:
- регламентирующая определение поставщиков;
- подтверждающая исполнение контрактов;
- о планировании закупок;
- контракты;
- заявки заказчиков;
- протоколы по результатам закупок;
- реестры контрактов.
Анализируются сведения, размещенные заказчиком на портале госзакупок zakupki.gov.ru и в других информационных системах.
Проверка законности расходов госзаказчика
Аудиту подлежат уже исполненные контракты и сделки, которые только планируются к заключению. Понесенные заказчиком расходы оценивают по ряду параметров:
- Целесообразность. Оцениваются реальные нужды в закупаемом товаре/услуге.
- Обоснованность. Исследуются:
- максимальные начальные цены сделок;
- цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
- соответствие объема закупаемого товара нормам планирования;
- ритмичность закупок;
- поправки, внесенные в график закупок.
- Своевременность. Анализу подлежат:
- предоставление потенциальным участникам конкурсов достаточного времени для подготовки заявок;
- соответствие закупок сезонности и производственному циклу;
- наличие достаточного времени для проверки и приемки закупленного товара;
- наличие временного зазора на устранение подрядчиком возможных недостатков.
Проверка эффективности расходов госзаказчика
Аудит в сфере закупок предполагает расчет экономии бюджетных денег путем суммирования следующих показателей:
- Потенциальная экономия при установлении начальной цены контракта. Устанавливается путем сравнения с рыночными ценами и ценами других госзаказчиков.
- Экономия в процессе осуществления закупки. Отслеживается снижение начальной цены по результатам тендеров и конкурсов.
- Дополнительная экономия. Учитывается закупка инновационного оборудования; заключение контрактов с поставщиками, предложившими дополнительные сервисы и длительные гарантийные сроки и подобные выгоды.
Рекомендуется рассчитать общую экономию на всех этапах закупочной процедуры от планирования и до исполнения контракта. Возможен расчет на основании сведений формы статнаблюдения № 1-контракт.
С ее применением можно оценить:
- абсолютный объем экономии как разницу начальных цен и стоимостью реально заключенных контрактов (в рублях);
- относительный объем экономии как соотношение абсолютной экономии к общей сумме начальных цен контрактов (в процентах).
КСП, которым поручен аудит закупок, анализируют ряд статистических показателей:
Показатели сравниваются с общефедеральным и региональными. Сведения для сопоставления ежеквартально выкладываются Росстатом на сайте госзакупок.
Итоговый отчет
Результат аудита закупок оформляется отчетом. Подготовка документа предполагает систематизацию доказательств, а также оформление выводов и рекомендаций.
https://www.youtube.com/watch?v=Y1IsbO9SAFo
Отчет должен содержать:
- критерии аудита;
- доказательства;
- оценку достижения целей осуществления закупочной деятельности;
- рекомендации госзаказчику.
В отчете необходимо указать:
- характеристику и анализ значимости выявленных отклонений;
- сведения о причине недостатков;
- описание их потенциальных последствий.
Если у аудиторов возникло подозрение о совершении административного правонарушения, инициируется внеплановая проверка. Выявление признаков преступления либо коррупционного деяния влечет необходимость обращения в прокуратуру.
Государственные закупки, как выигрывать тендеры:
Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок
Урок 16 / Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок
Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.
Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.
📸 Видео
Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупокСкачать
Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!Скачать
Нарушения, выявляемые КСП в ходе проведения аудита в сфере закупок при обосновании НМЦКСкачать
Урок №24 Органы контроля в сфере закупокСкачать
Магистерская программа "Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок"Скачать
13.04.2023 Контроль в сфере закупок и особенности его проведенияСкачать
Практика аудита в сфере закупок. Осуществление приемки ТРУ (часть 1)Скачать
Как проводить аудит системы продаж компанииСкачать
Проведение аудита поставщиков. Основы. Цели, вопросы для подготовки, польза для поставщика, форматыСкачать
Мониторинг в сфере закупокСкачать
Что такое аудит?Скачать
Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупокСкачать
Мониторинг в сфере закупокСкачать
Этапы и процесс аудиторской проверкиСкачать
Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.Скачать
Как настроить работу и коммуникацию отдела снабжения. Виталий НовиковСкачать
Как проводить аудит поставщиков? Сложные вопросы по теме "Аудит поставщиков лаборатории"Скачать