Как проводится аудит в сфере закупок

Как проводится аудит в сфере закупок Ведение бизнеса
Аудит закупок включает в себя следующее количество этапов

Объекты проверки Аудиторские проверки могут затрагивать деятельность таких структур:

  • государственные органы власти;
  • государственные корпорации;
  • казенные учреждения;
  • автономные и бюджетные организации;
  • внебюджетные фонды;
  • унитарные предприятия;
  • юридические лица, которые принимают участие в капитальном строительстве на основе инвестиций за счет привлечения средств из федерального бюджета.

Оформление результатов Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации.

Как проводится аудит в сфере закупок

Основной Проверяют, анализируют и оценивают данные о закупках Заключительный Обобщают результаты, готовят отчетность , определяют причины нарушений При аудите возможно проведение самостоятельного аналитического мероприятия и мероприятия по иной теме, в которой работа в сфере закупок рассматривается в качестве составляющей деятельности объекта контроля Программа аудита должна содержать:

  • основания проведения процедур;
  • цель, вопросы действий, осуществляемых проверяющими лицами;
  • объекты;
  • период, что подлежит проверке;
  • срок выполнения процедур;
  • перечень лиц, входящих в контрольную группу;
  • документы;
  • сроки подачи отчетности.

Акт счетной палаты При проверке в сфере закупок составляется акта такого плана: Формирование заключения Заключительная стадия предполагает подготовку результата, выводов и рекомендаций.

Статья 98. аудит в сфере закупок 

При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок

Задачи, методы Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

Как проходит аудит госзакупок

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований. 2. Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее — органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона. 3.

Как проходит аудит в сфере закупок

Важно Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:

  • документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
  • порядок формирования НМЦК;
  • положение о нормировании;
  • оригиналы контрактов;
  • отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.

Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами. Результаты проверок В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт. Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.

Видео:Управление закупками - С чего начать и чем закончить...Скачать

Управление закупками - С чего начать и чем закончить...

Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок

Как проводится аудит в сфере закупок

Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.

На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.

Между тем, для заказчика проведение аудита — это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.

Что такое аудит в сфере закупок?

Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=byPJ0jbf38M

Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:

  • оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
  • достижение целей осуществления закупок;
  • оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.

Кто осуществляет аудит в сфере закупок?

Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:

  • счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы Федерального уровня;
  • счетные палаты муниципальных образований.

Зачем нужен аудит?

Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.

Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.

Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.

Как проводится аудит?

При проведении аудита принято условно выделять три этапа:

  1. Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
  2. Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
  3. Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.

Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:

  • планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
  • оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
  • соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
  • формирование цены контракта;
  • эффективности управления контрактами.

Заключение

Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.

Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Видео:Статья 98 Аудит в сфере закупокСкачать

Статья 98 Аудит в сфере закупок

Как проводят аудит в сфере закупок

Как проводится аудит в сфере закупок

В этом материале мы рассмотрим, кто проводит аудит в сфере закупок, и как проводят подобные проверки.

Аудит закупочной деятельности

Аудит в сфере закупок проводят несколько органов. Это Счетная палата, контрольно-счетные органы в регионах страны, образованные органами государственной власти и муниципалитетов. Аудиторы анализируют и оценивают итоги проведения закупок, а также проверяют, соответствуют ли они заявленным в законе целям.

Аудит закупок производится по ряду критериев. В их числе: целесообразность, законность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность.

Оценивают как сами процедуры, так и понесенные в связи с ними расходы заказчика.

Проверяющие органы власти наделены полномочиями проводить экспертную, аналитическую, информационную и другую работу посредством проверки, анализа и оценки данных о тендерах заказчика.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Что оценивают аудиторы

Аудиторы оценивают деятельность ряда лиц. Это госзаказчики в целом – госорганы, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, их контрактные службы и внутренние аудиторы, эксперты, операторы торговых площадок в Интернете, а также системы ведомственного контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=TNSq4O393TU

Предметом проверки служат документы. Эксперты имеют право запрашивать и оценивать:

  • Бумаги с регламентом определения поставщиков;
  • Подтверждения исполнения контрактов;
  • Планы и планы-графики;
  • Контракты;
  • Протоколы по итогам закупок;
  • Реестры контрактов;
  • Также анализируются сведения, которые заказчик размещает в ЕИС.

Также проверяют процедуры формирования бюджетных средств на закупку и их применения. То есть аудиту подлежат не только проведенные закупки и уже исполненные контракты, но и только планируемые.

Аудиторы используют в качестве источников получения информации:

  1. Внутреннюю документацию заказчика;
  2. Сведения из базы данных по закупкам;
  3. Данные, содержащиеся на электронных площадках;
  4. Сведения из периодических изданий;
  5. Информацию из отчетов, статистику;
  6. Документы о поставках;
  7. Результаты ранее проведенных проверок.

Видео:Аудит в сфере закупокСкачать

Аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок: как осуществляется

Как проводится аудит в сфере закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется на основании 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Методы проведения этого мероприятия определены преимущественно ст. 267 Бюджетного кодекса.

Участники правоотношений в сфере аудита

В силу ст. 98 44-ФЗ обязанности по проведению внешнего аудита в сфере госзакупок возложены на:

  • Счетную палату РФ;
  • контрольно-счетные палаты (далее – КСП) субъектов РФ;
  • КСП муниципалитетов.

Аудиторы оценивают деятельность:

  • госзаказчика;
  • контрактной службы либо контрактного управляющего;
  • экспертов;
  • электронных торговых площадок;
  • системы ведомственного контроля в сфере госзакупок;
  • представителя заказчика, которому поручен внутренний аудит закупок.

Предмет аудита

Исследуется документация:

  • регламентирующая определение поставщиков;
  • подтверждающая исполнение контрактов;
  • о планировании закупок;
  • контракты;
  • заявки заказчиков;
  • протоколы по результатам закупок;
  • реестры контрактов.

Анализируются сведения, размещенные заказчиком на портале госзакупок zakupki.gov.ru и в других информационных системах.

Проверка законности расходов госзаказчика

Аудиту подлежат уже исполненные контракты и сделки, которые только планируются к заключению. Понесенные заказчиком расходы оценивают по ряду параметров:

  • Целесообразность. Оцениваются реальные нужды в закупаемом товаре/услуге.
  • Обоснованность. Исследуются:
  1. максимальные начальные цены сделок;
  2. цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
  3. соответствие объема закупаемого товара нормам планирования;
  4. ритмичность закупок;
  5. поправки, внесенные в график закупок.
  • Своевременность. Анализу подлежат:
  1. предоставление потенциальным участникам конкурсов достаточного времени для подготовки заявок;
  2. соответствие закупок сезонности и производственному циклу;
  3. наличие достаточного времени для проверки и приемки закупленного товара;
  4. наличие временного зазора на устранение подрядчиком возможных недостатков.

Проверка эффективности расходов госзаказчика

Аудит в сфере закупок предполагает расчет экономии бюджетных денег путем суммирования следующих показателей:

  1. Потенциальная экономия при установлении начальной цены контракта. Устанавливается путем сравнения с рыночными ценами и ценами других госзаказчиков.
  2. Экономия в процессе осуществления закупки. Отслеживается снижение начальной цены по результатам тендеров и конкурсов.
  3. Дополнительная экономия. Учитывается закупка инновационного оборудования; заключение контрактов с поставщиками, предложившими дополнительные сервисы и длительные гарантийные сроки и подобные выгоды.

Рекомендуется рассчитать общую экономию на всех этапах закупочной процедуры от планирования и до исполнения контракта. Возможен расчет на основании сведений формы статнаблюдения № 1-контракт.

С ее применением можно оценить:

  • абсолютный объем экономии как разницу начальных цен и стоимостью реально заключенных контрактов (в рублях);
  • относительный объем экономии как соотношение абсолютной экономии к общей сумме начальных цен контрактов (в процентах).

КСП, которым поручен аудит закупок, анализируют ряд статистических показателей:

Показатели сравниваются с общефедеральным и региональными. Сведения для сопоставления ежеквартально выкладываются Росстатом на сайте госзакупок.

Итоговый отчет

Результат аудита закупок оформляется отчетом. Подготовка документа предполагает систематизацию доказательств, а также оформление выводов и рекомендаций.

https://www.youtube.com/watch?v=Y1IsbO9SAFo

Отчет должен содержать:

  • критерии аудита;
  • доказательства;
  • оценку достижения целей осуществления закупочной деятельности;
  • рекомендации госзаказчику.

В отчете необходимо указать:

  • характеристику и анализ значимости выявленных отклонений;
  • сведения о причине недостатков;
  • описание их потенциальных последствий.

Если у аудиторов возникло подозрение о совершении административного правонарушения, инициируется внеплановая проверка. Выявление признаков преступления либо коррупционного деяния влечет необходимость обращения в прокуратуру.

Государственные закупки, как выигрывать тендеры:

Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок

Урок 16 / Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок

Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.

Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.

📸 Видео

Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупокСкачать

Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок

Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!Скачать

Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!

Нарушения, выявляемые КСП в ходе проведения аудита в сфере закупок при обосновании НМЦКСкачать

Нарушения, выявляемые КСП в ходе проведения аудита в сфере закупок при обосновании НМЦК

Урок №24 Органы контроля в сфере закупокСкачать

Урок №24  Органы контроля в сфере закупок

Магистерская программа "Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок"Скачать

Магистерская программа "Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок"

13.04.2023 Контроль в сфере закупок и особенности его проведенияСкачать

13.04.2023 Контроль в сфере закупок и особенности его проведения

Практика аудита в сфере закупок. Осуществление приемки ТРУ (часть 1)Скачать

Практика аудита в сфере закупок. Осуществление приемки ТРУ (часть 1)

Как проводить аудит системы продаж компанииСкачать

Как проводить аудит системы продаж компании

Проведение аудита поставщиков. Основы. Цели, вопросы для подготовки, польза для поставщика, форматыСкачать

Проведение аудита поставщиков. Основы. Цели, вопросы для подготовки, польза для поставщика, форматы

Мониторинг в сфере закупокСкачать

Мониторинг в сфере закупок

Что такое аудит?Скачать

Что такое аудит?

Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупокСкачать

Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок

Мониторинг в сфере закупокСкачать

Мониторинг в сфере закупок

Этапы и процесс аудиторской проверкиСкачать

Этапы и процесс аудиторской проверки

Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.Скачать

Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.

Как настроить работу и коммуникацию отдела снабжения. Виталий НовиковСкачать

Как настроить работу и коммуникацию отдела снабжения. Виталий Новиков

Как проводить аудит поставщиков? Сложные вопросы по теме "Аудит поставщиков лаборатории"Скачать

Как проводить аудит поставщиков? Сложные вопросы по теме "Аудит поставщиков лаборатории"
Поделиться или сохранить к себе: