В соответствии с законодательством РФ бюджетные учреждения обязаны планировать финансово-хозяйственную деятельность и закреплять порядок ее ведения в отдельном документе.
То, каким образом он должен составляться, также регламентируется на уровне нормативных актов.
В чем заключаются особенности формирования плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации? Какие сведения могут отражаться в нем?
- Общие сведения о плане финансово-хозяйственной деятельности
- Приказ № 81 о составлении плана финансовой деятельности бюджетного учреждения: общие положения
- Приказ № 81: составление плана
- Заголовочная часть плана
- Содержательная часть плана: текстовая область
- Содержательная часть плана: табличная область
- Оформляющая часть плана
- План финансовой деятельности бюджетной организации: нюансы
- Формирование плана финансовой деятельности: особенности утверждения документа
- Изменение плана хозяйственной деятельности
- План ФХД бюджетного учреждения
- Как составить план ФХД бюджетного учреждения
- Порядок составления плана ФХД бюджетного учреждения
- План финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Составление, утверждение
- Законодательное обоснование
- Цель составления ПФХД
- Средства, учитываемые в ПФХД
- Время действия составленного ПФХД
- Схемы утверждения Плана ФХД
- Структура Плана ФХД
- Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности
- Порядок составления и утверждения ПФХД
- Порядок принятия Плана ФХД
- План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: сущность, порядок составления, структура
- Основные требования и правила составления плана ФХД
- Порядок составления и использования Плана ФХД
- Как составить План финансово-хозяйственной деятельности учреждения
- Составление и применение Плана ФХД
- Структура ПФХД
- Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД
- Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД
- 🎥 Видео
Общие сведения о плане финансово-хозяйственной деятельности
Рассмотрим для начала то, что представляет собой документ, о котором идет речь.
Финансово-хозяйственная деятельность — это совокупность управленческих решений организации, связанных, прежде всего, с планированием и распределением доходов и расходов хозяйствующего субъекта с учетом норм права, требований, предписаний и рекомендаций компетентных органов власти, которые имеют отношение к деятельности учреждения.
В случае с бюджетной системой сущность финансово-хозяйственной деятельности понимается, в целом, аналогичным образом. То, каким образом должен формироваться и утверждаться план, о котором идет речь, определено на уровне федерального законодательства РФ. Данные процедуры достаточно строго регламентированы в соответствующих нормах права.
Орган власти, который имеет основные компетенции в части регулирования планирования доходов и расходов государственных и муниципальных структур — Министерство финансов России.
Данная государственная структура издает различные нормативные акты, которые регламентируют порядок планирования бюджетными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности.
Прежде чем рассматривать то, в каком порядке должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, пример соответствующего документа, изучим, таким образом, то, какие источники права регулируют формирование данного источника.
Главный нормативный акт, который должен соблюдаться при составлении плана, о котором идет речь — Приказ Минфина России № 81н, принятый 28.06.2010 года. В нем отражены требования к соответствующему плану. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений федеральных источников — ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ФЗ «Об автономных учреждениях».
Положения Приказа № 81н должно учитывать государственное либо муниципальное бюджетное учреждение, а также автономное. Рассмотрим содержание соответствующего нормативного акта подробнее. Начнем с его общих положений.
Приказ № 81 о составлении плана финансовой деятельности бюджетного учреждения: общие положения
Важнейшей нормой рассматриваемого раздела Приказа № 81 можно считать ту, в соответствии с которой план, по которому формируется бюджетная смета учреждения, должен разрабатываться ежегодно в случае, если бюджет принимается на 1 финансовый год, либо с учетом планового периода (если он входит в период действия нормативного акта, утверждающего государственный финансовый план). При необходимости учредитель той организации, которая формирует рассматриваемый документ, может детализировать его структуру с точки зрения отражения в нем поквартальных или помесячных показателей.
Приказ № 81: составление плана
Приказ № 81 также определяет то, каким образом должен составляться план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Пример любого документа соответствующего назначения должен составляться с учетом данных требований.
Источник, о котором идет речь, должен формироваться, исходя из того, что показатели в нем отражаются по кассовому методу с точностью до 2 знаков, указываемых после запятой. План должен соответствовать форме, которая разработана учредителем бюджетной организации учетом требований, отраженных в Приказе № 81.
Так, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (пример его фрагмента будет приведен ниже), должен состоять из следующих частей:
— заголовка;
— основной содержательной области;
— оформляющей части.
Заголовочная часть плана
В заголовке должны отражаться:
— гриф утверждения плана, в котором фиксируются название должности, подпись сотрудника, у которого имеются полномочия по утверждению документа, ее расшифровки;
— дата введения плана в оборот;
— название документа;
— дата формирования плана;
— название бюджетного учреждения, подразделения, в котором разработан документ;
— название органа власти, учредившего бюджетную организацию;
— прочие реквизиты, необходимые для идентификации учреждения — ИНН, КПП, код по специальному реестру;
— сведения о финансовом годе, в предусмотренных законом случаях дополненном плановым периодом;
— названия единиц измерения тех показателей, что включаются в документ.
Содержательная часть плана: текстовая область
Содержательная область рассматриваемого документа состоит из 2 частей — текстовой, а также табличной.
https://www.youtube.com/watch?v=Jh-UFbgyDl4
В первой должны отражаться:
— цели деятельности организации, определяемые в соответствии с положениями законодательства;
— виды деятельности организации, определяемые по уставу;
— перечни работ и услуг, выполняемых организацией;
— балансовая стоимость недвижимости, которое закреплено за организацией по принципу оперативного управления, движимого имущества, в том числе особо ценного;
— иные сведения, включаемые в план по решению учредителя.
Содержательная часть плана: табличная область
В план также включается несколько таблиц. В них отражаются:
— показатели финансового состояния организации, включая те, что имеют отношение к активам и пассивам;
— сведения о поступлениях и выплатах;
— показатели выплат, связанных с закупками товаров, работ, сервисов;
— информация о денежных средствах, которыми временно распоряжается организация;
— справочные сведения.
Табличная часть плана может отражать иные сведения в соответствии с решением органа, учредившего бюджетную организацию.
В случае если социальные учреждения или иные государственные или муниципальные структуры меняют подведомственность, то план должен составляться в том порядке, который установлен компетентным органом власти, в отношении которого организация будет подотчетна.
Оформляющая часть плана
Рассматриваемый план должен быть заверен подписью компетентных лиц организации — директора, руководителя бухгалтерии, а также сотрудника, который составил документ. Данные реквизиты фиксируются в оформляющей части документа.
В случае если организация, разрабатывающая рассматриваемый документ, является автономным учреждением, то план должен быть заверен руководителем данной структуры на основании полученного заключения со стороны наблюдательного совета. Финансово-хозяйственная деятельность — это ответственное направление развития организации, и потому ее планирование может потребовать дополнительных согласований с компетентными лицами.
Однако, в случае, если рассматриваемый документ составляется структурой в статусе бюджетного учреждения, то в общем случае достаточно его утверждения только директором — если иное не установлено органом, учредившим соответствующую организацию. Если план составляется подразделением учреждения, то он вводится в действие руководителем организации.
План финансовой деятельности бюджетной организации: нюансы
Существует ряд нюансов, характеризующих формирование рассматриваемого документа. Так, плановые показатели доходов и расходов, отражаемые в табличном разделе плана, должны определяться в период подготовки проекта бюджета на финансовый год, дополненный в предусмотренных законом случаях плановым периодом. При этом, в расчет берутся субсидии:
— на обеспечение выполнения государственного задания, предусмотренные Бюджетным кодексом России;
— на инвестирование капитальных вложений в объекты недвижимости, предоставляемые на конкурсной основе.
Кроме того, учитывается ряд иных показателей. А именно:
— публичные обязательства перед гражданами, выраженные в денежной форме;
— бюджетные инвестиции.
Что касается плановых показателей по доходам, то государственное или муниципальное бюджетное учреждение должно при их определении учитывать аналогичные субсидии, а также:
— поступления в результате оказания организацией коммерческих услуг по уставу, то есть — по основным видам ее деятельности;
— доходы от продажи ценных бумаг — в случаях, предусмотренных законодательством.
Справочно могут фиксироваться:
— величина публичных обязательств перед гражданами, которые должны быть исполнены организацией в денежной форме;
— суммы бюджетных инвестиций;
— величина денежных средств, которые находятся во временном управлении учреждением.
Сведения, отражаемые в плане, могут формироваться организацией на основе той информации, что получается от учредителя. Некоторые из соответствующих показателей могут носить расчетный характер — например те, что имеют отношение к получению доходов от оказания коммерческих услуг.
https://www.youtube.com/watch?v=NX0Ka8o4yUg
Расходы на содержание инфраструктуры учреждения, которые связаны с закупкой тех или иных товаров, работ и сервисов, должны быть детализированы в планах:
— по закупкам в целях обеспечения государственных либо муниципальных нужд по законодательству о контрактных правоотношениях;
— по закупкам, которые осуществляются в соответствии с положениями ФЗ № 223.
Формирование плана финансовой деятельности: особенности утверждения документа
Существует также ряд нюансов, характеризующих процедуру утверждения рассматриваемого плана.
Так, можно отметить, что орган власти, учреждающий социальные учреждения и иного профиля государственные и муниципальные организации, имеет право ввести в оборот единую форму документа, предназначенного для использования как автономными, так и бюджетными структурами или же 2 самостоятельные формы для каждого типа организаций. Аналогичным образом могут приниматься правила по заполнению соответствующих документов.
План, а также дополняющие его сведения, могут быть уточнены непосредственно учреждением после того, как будет утвержден нормативный акт о бюджете. После — направлен на утверждение, которое осуществляется с учетом норм, зафиксированных в требованиях по Приказу № 81н.
В случае, если уточнения связаны с выполнением учреждением государственного задания, то они вносятся с учетом тех показателей, что установлены в соответствующем задании. Кроме того, в расчет берется целевая субсидия, выделенная в целях его выполнения.
Соответствующие требования также установлены Приказом № 81н.
Изменение плана хозяйственной деятельности
В ряде случаев бюджетная смета, отражаемая в плане, о котором идет речь, может быть изменена. Данная процедура предполагает формирование нового документа соответствующего типа, положения которого не должны противоречить в части кассовых показателей исходной версии плана. Решение о корректировке документа принимается директором организации.
Как может выглядеть план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения? Пример данного документа в части одного из ключевых компонентов — на картинке ниже.
Очень важно соблюсти установленные законодательно, а также на уровне решений органа власти, учредившего бюджетную организацию, требования к структуре и содержанию соответствующего плана.
Видео:Урок 3 Организация финансово‑хозяйственной деятельности учреждений: формирование ПФХДСкачать
План ФХД бюджетного учреждения
План ФХД бюджетного учреждения – основной внутренний документ, который государственные и муниципальные учреждения используют в процессе формирования доходов и расходов организации. Составление данного документа даёт возможность:
- Планировать объёмы выплат и финансовых поступлений;
- Определять сбалансированность финансовых показателей;
- Планировать мероприятия по увеличению эффективности использования средств, которые поступают в распоряжение организации;
- Планировать мероприятия в целях исключения образования просроченной кредиторской задолженности
Составление плана ФХД бюджетного учреждения должно формироваться из нескольких этапов:
- Анализ реализации финансового плaна за прошедший и текущий период времени;
- Расчёт обязательных плановых показателей.
Как составить план ФХД бюджетного учреждения
Единые требования к плану финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минфина РФ, дата — 28 июля 2010 года № 81н.
План ФХД необходимо составлять по форме, утверждённой органом, осуществляющим функции и полномочии учредителя.
Положение о внутреннем финансовом контроле подразумевает единые цели, принципы, правила учреждения, проведение мероприятий внутреннего финансового контроля.
https://www.youtube.com/watch?v=a19HirLyhCk
Представляя на утверждение проект плана на соответствующий год, учреждение прилагает использованные при его подготовке расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам.
Они составляются по форме, приведённой в Приложении N 2 к Требованиям. Формат таблиц носит рекомендательный характер.
Можно изменить их, соблюдая при этом структуру, в том числе строк и граф таблицы, а также добавить графы, строки, дополнительные реквизиты и показатели.
План (с учетом изменений) бюджетного учреждения утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
План автономного учреждения (изменения в плане) утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения.
Порядок составления плана ФХД бюджетного учреждения
Рекомендации по структуре планирования ФХД, а также оформлению финансовых параметров обусловлены требованиями приказа Минфина России. В соответствии с общими рекомендациями, допустимо выделить несколько главных разделов плaна:
- Заголовочный – титульная часть, где содержится общая информация об учреждении: реквизиты, наименование, название документа, подписи, расшифровки, определение финансового периода;
- Содержательный (текстовый, табличный) – содержит текстовые данные об организации, производимой продукции, оказываемых услугах, программах, приобретениях и так далее; в таблицу занесены все финансовые показатели, числа; заполняться должны следующие разделы: целевые субсидии, расходы, размер оплаты, активы, счета, различные денежные поступления (источники доходов)
Заполнение плана ФХД бюджетного учреждения предполагает внесение сведений о структуре организации, её деятельности, сюда же входит использование закрепленного за ней имущества. Исполнить план, связать его структуру можно только после данного алгоритма.
Cредства, поступившие во временное распоряжение учреждения, указываются в таблицах плана.
В соответствии с изменениями в п. 8.1 Требований № 81н строка 120 в графе 10 должна содержать плановые показатели по доходам от грантов, предоставление которых из бюджетной системы производится по кодам 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям» или 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям» видов расходов бюджетов.
Правительство РФ осуществило подготовку нового проекта федерального бюджета на 2021 год.
Это означает, что гос органам в очередной раз необходимо приступать к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности, заполнять по порядку соответствующие разделы.
Все суммы расходов в плане должны быть предельно понятны – для этого ведутся расчеты к плану ФХД бюджетного учреждения, обоснования к различным видам социальных выплат.
Компания Интеркомп ЦБУ предлагает услуги по разработке плана ФХД для бюджетного учреждения. Мы проведём анализ планово-экономической деятельности организации, изучим все имеющиеся документы, поможем заполнить нормативные акты, подскажем, как эффективно распределить финансовые средства организации, с чего начать мероприятие, постараемся дать дополнительные рекомендации по её продвижению.
Преимущества составления плана финансово-хозяйственной деятельности в нашей компании:
- Обеспечение оперативного он-лайн консультирования клиента специалистами высшей категории;
- Чёткость соблюдения контрактных отношений;
- Гарантия качества оказания услуг;
- Принятие и выполнение соответствующих работ по учету в оговорённые сроки
Теперь нет необходимости держать в штате экономистов, достаточно обратиться к нам, и мы поможем вам составить грамотный план ФХД организации.
Видео:Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности учрежденияСкачать
План финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Составление, утверждение
План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.
Законодательное обоснование
Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:
- обязательным к составлению;
- открытым и доступным.
Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.
https://www.youtube.com/watch?v=gbFCEETqQRg
Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.
В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.
Права самой бюджетной организации:
Учредитель вправе единолично:
- утверждать типовую форму данного плана;
- дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
- установить лимит по срокам утверждения ПФХД.
Цель составления ПФХД
Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности, составляется для решения следующих задач:
- распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
- приведение в равновесие финансовых показателей;
- определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
- контроль над кредиторскими задолженностями;
- управление динамикой затрат и прибылей учреждения.
Средства, учитываемые в ПФХД
Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:
- деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
- адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
- иные субсидии;
- спонсорские средства;
- другие поступления из легитимных источников.
Время действия составленного ПФХД
Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.
Схемы утверждения Плана ФХД
В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:
- бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
- автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.
Структура Плана ФХД
Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:
- вознаграждение за труд;
- другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
- деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
- арендная плата;
- средства на содержание помещения и другого имущества;
- пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
- перечисления другим государственным организациям;
- покупка материальных и нематериальных активов;
- операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
- прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.
Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.
ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).
Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности
В бюджетных учреждениях доходы и расходы довольно часто не связаны между собой. Получается, что нужно направить средства на возмещение расходов, не имеющих к доходам никакого отношения.
Для этого в бухгалтерском учете применяется специальный счет 030406000, что оговаривается в пояснительной записке к ПФХД.
В отчете выплаты из бюджета вполне могут не соответствовать затратам, понесенным бюджетным учреждением.
https://www.youtube.com/watch?v=8J41gJZrsKk
Но когда взаимосвязь есть, положение несколько меняется. Например, получая плату за сданное в аренду имущество, учреждение должно направить эти деньги, прежде всего, на содержание этого имущества (п. 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.
ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.
Порядок составления и утверждения ПФХД
Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:
- его структуру;
- обязательные реквизиты;
- степень детализации;
- типовую форму.
Порядок принятия Плана ФХД
- Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
- В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
- движимое госимущество на праве управления учреждением;
- недвижимое имущество, принадлежащее государству;
- активы, переданные в аренду;
- арендуемые фонды;
- имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
- Учет показателей денежного состояния:
- активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
- денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
- различные обязательства.
- Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
- Распределение плановых показателей:
- на выполнение госзадания;
- на определенные цели;
- платные услуги;
- на социальное обеспечение;
- на иные цели.
- Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
- Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
- План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
- План должны подписать:
- руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
- начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
- исполнитель документа.
- Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.
Подписи заверяются печатью.
Видео:Составление и утверждение Плана ФХД. Важные моментыСкачать
План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: сущность, порядок составления, структура
План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения входит в состав локальной документации, которая формируется и утверждается государственными и муниципальными организациями. Они используют данный документ в своей финансово-хозяйственной деятельности с целью планирования полученных доходов и осуществленных расходов.
Основные требования и правила составления плана ФХД
В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.2996 г.
№7-ФЗ устанавливается, что бюджетное учреждение обязательно должно разрабатывать План финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечивать его открытость и доступность посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет.
Кроме того, данной нормой определено, что План ФХД должен соответствовать требованиям, установленным Министерством финансов РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=tr0vSbV2cQE
Основные правила создания и утверждения Плана ФХД бюджетных учреждений регламентированы специальными Требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н.
Кроме того, государственное или муниципальное учреждение обязано учитывать отраслевые особенности своей деятельности, а потому использовать в данном мероприятии дополнительные требования к Плану ФХД, утверждаемые отраслевыми и ведомственными органами управления (министерствами или службами).
Важно! Учредитель бюджетной организации вправе формировать План ФХД с включением в него детализирующих сведений или показателей, а также утвердить типовую форму документа. Он имеет право установить предельные сроки, согласно которым план должен утверждаться для использования в следующем году.
Порядок составления и использования Плана ФХД
План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения — это локальный документ, формируемый на:
- финансовый год (при утверждении бюджета на один календарный год);
- финансовый год и плановый период (при утверждении бюджета на календарный год и плановый период).
При первом варианте предполагается, что План ФХД разрабатывается на каждый конкретный календарный год, при втором варианте разработанный ранее план корректируется на последующий годовой период и утверждается уполномоченным лицом. Что касается утверждения Плана ФХД, то, согласно пп. 21, 22 Требований от 28.07.2010 г. №81н:
- План ФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем либо его руководителем, если это право будет предоставлено учредителем;
- План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании решения наблюдательного совета.
План финансово-хозяйственной деятельности необходим для того, чтобы бюджетное или автономное учреждение могло распоряжаться субсидиями для выполнения государственных заказов, средствами от оказания платных услуг, а также иными поступлениями из источников, разрешенных законодательством РФ.
Видео:План ФХД на 2023 год утверждаем по новым правиламСкачать
Как составить План финансово-хозяйственной деятельности учреждения
План финансово-хозяйственной деятельности – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.
Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности
Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.
Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г.
№ 81н (далее – Требования № 81н). На момент написания статьи последние изменения в Требования № 81н вносились приказом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 140н. При этом в Требования № 81н:
- внесен ряд корректив технического характера, обусловленных изменением терминологии Бюджетного кодекса РФ;
- введена дополнительная норма, обязывающая детализировать в Плане ФХД общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг;
- включено требование об отражении в графе 4 ПФХД сведений об объекте капитального строительства (это условие вступило в силу с 1 января 2015 года, то есть его следовало учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год).
Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
https://www.youtube.com/watch?v=fZShZWrhzbI
Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД.
Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.
Составление и применение Плана ФХД
План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:
- на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
- на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Во втором случае предполагается, что показатели ПФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода.
Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.
Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:
- ПФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
- ПФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем, однако учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.
В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения используют:
- субсидии на выполнение государственного и муниципального задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
- субсидии на иные цели;
- средства от оказания платных услуг;
- поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.
Структура ПФХД
Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):
- оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
- арендная плата за пользование имуществом;
- оплата услуг по содержанию имущества;
- прочие услуги;
- безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
- пособия по социальной помощи населению;
- приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
- приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
- прочие расходы;
- иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.
Вместе с тем, учредитель может предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.
Кроме того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения необходимо учитывать потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф.
0503737) предусмотрена детализация доходов и расходов более низкого уровня. Так, например, расходы по коду КОСГУ 210 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, 212 и 213).
Поэтому, по мнению автора, целесообразно при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы указанного Отчета.
https://www.youtube.com/watch?v=FEL8-sZn_Lk
Если учреждению выделяются субсидии на иные цели, а также субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется еще один документ – Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).
Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.
Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД
В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).
Между некоторыми видами доходов и расходов все-таки есть взаимосвязь. Так, из текста пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, полученные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такого имущества.
Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г.
№ 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД.
Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета.
Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).
Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания.
При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.
С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).
Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД
Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям.
В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф.
0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.
https://www.youtube.com/watch?v=kaoGZYeX98A
Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций.
Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.
4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:
- по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств;
- по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или на хозяйственные расходы и иные аналогичные операции.
Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:
- удержание из заработной платы работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
- зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
- зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.
Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.
Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.
Владимир Захарьин — эксперт по бюджетному учету, к.э.н. Редакция журнала «Учет в бюджетных учреждениях»
🎥 Видео
Баланс, PL, Кэш-фло - базовые понятия в финансах и основы финансового анализа.Скачать
Личный финансовый план. Пошаговый алгоритм составления.Скачать
Приглашение на курс «Анализ и планирование финансово-хозяйственной деятельности учреждения»Скачать
Онлайн-сессия «Планирование финансово-хозяйственной деятельности учреждений на 2023 год»Скачать
Урок 4. Весь бухгалтерский учёт на примере одной задачиСкачать
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)Скачать
Анализ финансового состояния и хозяйственной деятельности организацийСкачать
Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятияСкачать
Финансовый анализ бизнеса на пальцах - как понимать финансовую отчетность компанийСкачать
Финансовая модель бизнеса. Прогнозируем выручку в Excel @predprinimatel22Скачать
Новый порядок планов ФХД для федеральных учрежденийСкачать
Три главных правила планирования бюджета компанииСкачать
1С:БГУ Формирование плана ФХДСкачать
Бухгалтерский учет понятно за 10 минутСкачать
11 ключевых финансовых показателей в бизнесе || Финансовое планированиеСкачать
Урок 33 Отчетность казенных учреждений — порядок составления отдельных формСкачать