+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Организация предрейсового медосмотра водителей

Содержание

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Организация предрейсового медосмотра водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2018 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Порядок проведения процедуры

Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

  1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

Также в помещении должны находиться:

  • чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;
  • кушетка медицинская;
  • как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
  • алкотестер;
  • экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • термометр, прибор для измерения давления;
  • стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
  • шпатели медицинские.

При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/predrejsovyj-meditsinskij-osmotr-voditelej/

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей

Организация предрейсового медосмотра водителей

Транспортные компании с каждым годом расширяются, появляются новые из-за растущей потребности у населения и промышленных предприятий в логистических услугах.

Предполагается, что вся ответственность за перевозимые грузы, безопасность движения на дорогах возлагается на водителей транспортных средств, они должны находиться в адекватном состоянии за рулем автомобиля.

Это значит человек присутствует на работе, управляет сложными механизмами, при этом не было употребления алкогольных продуктов, наркотических веществ, он абсолютно здоров.

За правомерное поведение на своём рабочем месте отвечает не только сам рабочий, управляющий ТС, но и работодатель, руководство компании, находящиеся в любом статусе, если занимаются перевозкой грузов или пассажиров, так как они должны осуществлять организацию ежедневного предрейсового медосмотра.

Медработники, ответственные за проведение подобных процедур, проводят освидетельствование на состояние здоровья водителей перед рейсом, после окончания работы, на основании требований, установленных законодательным уровнем.

Регламент регулируют следующие положения:

Проведение контрольных мероприятий оплачивают работодатели из расчета средней зарплаты водителя.

Нововведения согласно Приказу №835н

Данный приказ на транспортных предприятиях стал актуальным в 2015 году, согласно законодательным положениям начали проверять граждан, управляющих автомобилями не только перед выпуском их в рейс, но и после возвращения из него.

Кроме этого существуют автомобили, занятые экстренными службами, на них работают люди целую смену, и утвержден порядок в проверке здоровья тех рабочих, кто заступает на дежурство.

Особое положение выделено в приказе для сотрудников, осуществляющих транспортировку взрыво или пожароопасных товаров, занятых перевозкой пассажиров. Этих рабочих медики обязаны осматривать до начала смены и после ее окончания.

Зачем нужен

Если раньше не было ясно из законодательных актов, как относиться к работникам автотранспорта ИП, то в нововведениях сказано, что закон одинаков для всех, как и требования его. Поэтому водителей ИП должны тоже ежедневно осматривать работники медицинского учреждения или врачи, прикрепленные к данному предприятию.

Приказ утвердил закон, по которому:

  • проводят проверку водителей, вступающих на трудовую смену, чтобы определить состояние их здоровья и присутствие алкоголя, наркотиков, опасных лекарственных средств в крови, которые могут повлиять на качественное выполнение водительских функций;
  • организацию мероприятий финансирует работодатель;
  • выполнение обследований проводят медработники надлежащей квалификации с наличием лицензионной документации, это могут быть штатные врачи или привлеченные от сторонних организаций.

В содержание врачебных осмотров включены следующие моменты:

  • водитель может пожаловаться на ухудшение своего состояния, врач проверить и принять соответствующее решение;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить температуру, пульс, давление;
  • выявить признаки и нахождение в крови алкогольных веществ;
  • определить присутствие в организме медикаментозных препаратов, приём которых запрещен во время вождения машины.

Итог проведенного осмотра водителя фиксирует запись, представляющая врачебное заключение:

  • при допуске к работе указывают, что не обнаружено вредоносных фактов или нарушений в здоровье, способных помешать выполнять трудовые обязанности;
  • запрет выезжать на автомобиле, приступать к выполнению своих функций говорит об обнаруженных нарушениях в поведении, здоровье.

Каждый случай и любой результат записывают в специальном журнале, непредвиденные ситуации доносят до сведения руководства предприятия. Больному выдают справку-освобождение и направляют в поликлинику для излечения.

Введены новые положения, но сохранены и не утратили силы прежние законодательные утверждения. В 2003 году Минздравом было выпущено Письмо №2510, в котором предусмотрены отдельные локальные правовые акты, по ним проводит организация предрейсовых осмотров водителей медицинскими специалистами.

Регламент местного управления организует:

  • предрейсовое освидетельствование;
  • содержание проводимых медицинских работ;
  • выполнение отдельных пунктов, предусмотренных для медосмотров;
  • создание условий для комфортной работы медиков;
  • критерии, по которым допускаются водители к управлению автомобилем;
  • установление обязанностей для врачей, проводящих осмотр, после учебы на специальных курсах и наличия у них сертификата об окончании.

В каждом отдельном случае руководитель предприятия, которое выполняет функции перевозчика, имеет на балансе автотранспорт, а в штате водителей, обязан организовать их предрейсовое медицинское освидетельствование с процедурами.

Каждая компания, выбрав одно из направлений, по правилам которого она сможет с помощью медперсонала организовать проверку своих водителей, приступает к полноценной работе.

Освидетельствование сотрудников могут выполнять:

  • сертифицированные врачи;
  • медучреждение с лицензией на договорных условиях;
  • предприятие-перевозчик, но получившее все разрешительные бумаги на проведение подобных работ.

Предрейсовое обследование проходят все водители, числившиеся на этой должности в штате компании.

На проверку не может повлиять:

  • дальность перевозки;
  • должностной статус;
  • тип ТС.

Исключением являются водители следующего транспорта:

  • скорая помощь;
  • газовая служба;
  • полиция;
  • автоинспекция;
  • МЧС;
  • пожарные.

Освидетельствование проводят перед тем, как выехать на трассу. На предприятии выделяют отдельное помещение для проведения процедур, а если нет его, арендуют кабинет в медицинском учреждении, осуществляя туда доставку работников.

Целью таких осмотров служит определение готовности персонала к управлению ТС. Кроме состояния здоровья врачи устанавливают интоксикацию от вредных привычек и похмелье. Проводятся следующие процедуры:

  • осмотр кожного покрова;
  • проверка зрачков на реакцию;
  • осмотр состояния слизистых;
  • опрос персонала на наличие жалоб и определение психического состояния;
  • измерение артериального давления и пульса.

На подобное обследование затрачивается четверть часа. Когда есть сомнения в здоровье, врач вправе не допустить сотрудника к выполнению трудового процесса и направить его на дополнительную проверку, необходимую для этого случая.

Это могут быть:

  • остаточные алкогольные, наркотические вещества в организме;
  • наличие психотропных средств;
  • учащение пульса;
  • сбои в давлении;
  • увеличение сердечных ритмов;
  • симптомы различных заболеваний.

Результат освидетельствования заносят в путевой лист вместе со штампом, допускающим к поездке, фиксируют в специальном журнале.

Прежде чем рассматривать, во сколько обойдется предприятию оборудование специального кабинета и оплата зарплаты медицинским специалистам, следует учесть, что проведение предрейсовых осмотров не формальность, а необходимость.

Все правила и законы, относящиеся к движению на дорогах, написаны на примерах многих жертв в аварийных ситуациях. Много катастроф произошло от того, что за рулём был пьяный шофер или у него, абсолютного трезвенника, возник сердечный приступ.

Законодательство РФ призывает выпускать на линию только здоровых водителей. Если фирма уклоняется от проведения обязательных медицинских процедур, руководители будут привлекаться к ответственности и административным наказаниям.

Размеры предусмотрены следующие:

  • должностные лиц – в пределах 3000 руб.;
  • ЮЛ – в сумме 50000 руб.;
  • водитель без отметки в путевом листе – 2000 руб.

Затраты предприятия на организацию ПМОВ могут колебаться в зависимости от параметров:

  • удаленности медицинского учреждения;
  • количества нанятых медиков;
  • расценок учреждения, с которым заключен договор.

В среднем подсчитано, что на одного обследуемого водителя затрачивают в порядке 100 руб. На данный момент увеличивают сумму количества необходимых проверок.

Преимущества и особенности удаленного медицинского осмотра

В 2018 году ожидаются нововведения для медработников, руководителей транспортных предприятий и управляющих транспортом. Новым будет введение электронных путевых листов, а осмотр водителей станут проводить удаленным способом на разработанной для этого контролирующей системе.

У врачей появится электронная цифровая подпись, которой они будут фиксировать результат:

  • тест на алкогольное и наркотическое опьянение;
  • состояние важных органов;
  • наличие заболеваний.

Данная инициатива исходила от Министерства транспорта РФ. Считается, что нововведение позволит исключить появление незаконно оформленных документов, предоставит возможность быстро сверить информацию о проведенной процедуре. Завершатся разработки в декабре текущего года, а начнут действовать с 2018.

В настоящее время проводят следующее:

  • техническое и экономическое обоснование, по ним будет внедрена система;
  • разрешается вопрос о порядке проверочных работ фискальными органами;
  • рассчитывают цену, эффективное значение.

Удаленным медосмотром предполагают на специализированном терминале выполнять:

  • измерение давления;
  • температуры;
  • сдачу анализов.

Компании-перевозчики установят специализированные кабинеты на своих территориях. Кроме техники и технологических процессов изменятся нормы правовых основ и осуществление контроля над деятельностью служб.

Основным документом по-прежнему остается бланк путевого листа, в нём учитывается:

  • часы, проведенные водителем за рулем;
  • пробег автомобиля;
  • маршрут;
  • врачебный допуск к работе.

Для электронного путевого листа не обязательно, чтобы присутствовал врач. Специально оборудованный пункт с контролирующими инструментами и видеонаблюдением исключат фальсификацию данных, а медики на расстоянии осмотрят пациентов перед их выездом по маршруту.

Требования к кабинету для проведения предрейсовых осмотров водителей представлены в данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/rezhim/trudovaya-disciplina/predrejsovyj-medicinskij-osmotr-voditelej.html

Предрейсовый медосмотр водителей. Порядок проведения

Организация предрейсового медосмотра водителей

Предрейсовые медосмотры водителей – обязательная мера для обеспечения безопасности. Регулируются они соответствующими нормативными актами.

Что представляет собой предрейсовый медосмотр?

Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.

Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:

  • Транспортирующих опасные грузы.
  • Перевозящие пассажиров.

Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:

  • В скорой помощи.
  • В полиции.
  • В пожарной службе.

То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам. Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС. Обследование проводятся врачами, фельдшерами.

Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:

  • Ознакомление врача с жалобами водителя.
  • Измерение артериального давления.
  • Замер пульса.
  • Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.

Если будут обнаружены настораживающие признаки, врач направляет человека на расширенное обследование. Рассмотрим эти признаки подробнее:

  • Симптоматика временной нетрудоспособности.
  • Воздействие на организм алкогольных, наркотических, психотропных средств.
  • Влияние лекарственных средств, которые негативно влияют на способность к концентрации.

Если водитель прошел медосмотр, врач ставит соответствующую отметку на путевом листе. Также он обязан поставить свою подпись.

Если водитель не явился на медосмотр, он не сможет приступить к работе, работодатель просто не имеет права его допустить к рейсу. В случае, если такое нарушение допущено, и в рейс вышел водитель без отметки врача в путевом листе, это чревато административной ответсвенностью для виновных – по ст. 11.32 КоАП РФ либо ст. 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.

Если причина неявки не зависит от работодателя, сотрудник допустил ее по своим личным причинам, пусть даже уважительным, заработная плата за период до прохождения предрейсового осмотра водителю начисляться не будет.

Законодательная база

Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:

  • Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
  • Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
  • Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.

Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.

ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования. Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя. Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555.

Особенности проведения предрейсового осмотра по новому закону

Новые требования к обследованию устанавливаются приказом Минздраваот 15 декабря 2014 года №835. Рассмотрим некоторые из них:

  • Обследование проводится перед рабочей сменой для того, чтобы человек с противопоказаниями не попал на рейс.
  • Оплачивается и организуется осмотр работодателем.
  • Обследовать водителя могут только квалифицированные сотрудники медицинских учреждений с соответствующей лицензией.

В новом законе прописаны следующие ступени предрейсового осмотра:

  • Сбор анамнеза.
  • Визуальный осмотр человека.
  • Замер температуры тела.
  • Замер артериального давления и пульса.
  • Проверка на предмет алкогольного опьянения.
  • Определение содержания алкоголя в крови (в процентах).
  • Проверка наличия в крови психоактивных элементов.

Результаты обследования докладываются работодателю. Если противопоказания есть, человеку выписывается направление на полный осмотр.

Последние законодательные новшества о предрейсовых осмотрах

29 июля 2017 года был принят новый Федеральный закон № 242 о предрейсовом осмотре водителей автобусов и таксопарков. Он вступил в силу в начале 2018 года, и в нем содержатся некоторые принципиально новые моменты, с которыми необходимо ознакомится водителям и работодателям.

Самая главная новинка заключается в возможности дистанционного предрейсового осмотра. Врач может находиться на своем рабочем месте, далеко от пациента, а заключение давать посредством телеметрии.

Доктор не будет лично ставить свою подпись на путевом листе, как это было ранее, а отправлять свой вердикт в электронной форме, скрепляя его ЭЦП – электронной цифровой подписью. Планируется, что подвергаться осмотру водители будут непосредственно за рулем перед самым началом рейса.

Механизм подобной процедуры пока не разработан, но такая задача поставлена перед Минздравом РФ. Телемедицина поможет сберечь время на осмотры и средства на их организацию.

Второе изменение касается ужесточения самих требований к осмотру. Увеличилось количество поводов, по которым врач законно сможет отстранить водителя от участия в рейсе. К ним добавились:

  • повышенное артериальное давление;
  • значительно участившиеся сердцебиение;
  • острая форма заболевания.

Прочие детали

Обследование засчитывается в рабочее время сотрудника. Для проверки работодатель должен предусмотреть специальное помещение. Минимальная площадь его – 12 кв. м. Человек также может быть направлен на проверку в специализированное учреждение.

Ответственность за транспортировку несет работодатель. Для этого можно, к примеру, воспользоваться корпоративным транспортом. Приблизительная продолжительность одного осмотра – 10-15 минут. При наличии настораживающих признаков обследование может быть расширено до анализов крови и мочи.

В этом случае время проверки увеличивается до 20 минут.

Человек отстраняется от рейса при обнаружении признаков наличия алкоголя или наркотиков в крови, при учащенном пульсе, повышенном давлении. Итоги обследования должны быть зафиксированы в путевом листе и журнале осмотров. В частности, туда заносится следующая информация:

  • Дата и время осмотра.
  • ФИО врача, который проводил обследования.
  • Подпись врача.

Информация из путевого листа и данные из журнала должны совпадать.

ВНИМАНИЕ! Если в процессе осмотра выявится содержание в крови алкоголя или наркотиков, на сотрудника может быть наложен штраф.

Как работодателю организовать медосмотр?

Существует три формы организации предрейсового медицинского осмотра:

  • Привлечение стороннего медицинского учреждения. У учреждения обязательно должна иметься лицензия на осуществление медосмотров. Работодатель заключает с организацией соответствующий договор.
  • Устройство в компанию врача. У врача должен быть соответствующий сертификат. Со специалистом заключается соответствующий трудовой договор.
  • Получение лицензии самим предприятием. Получение лицензии имеет смысл только в том случае, если это большая компания, сотрудники которой должны регулярно проходить медосмотр. В данном случае работодателю придется организовывать медицинский кабинет, нести ответственность за его содержание. Если предприятие получило лицензию, оно может оказывать услуги предрейсового осмотра другим компаниям.

Какую форму лучше выбрать? Все зависит от величины компании. Обращение в стороннюю компанию – наиболее популярная форма. Если в организации в рейс выходят более 15 водителей, имеет смысл взять медицинского работника в штат.

К СВЕДЕНИЮ! Получение лицензии предприятием – крайне затратный процесс. Он предполагает получение множества документов. На все это нужно время, а потому в процессе оформления все равно придется обращаться к сторонним организациям.

Штрафы

Предрейсовый осмотр крайне важен для обеспечения безопасности. Поэтому к нему предъявляются соответствующие требования. За нарушение правил обследования накладываются следующие штрафы:

  • 1 000-1 500 рублей для сотрудника.
  • 2 000-3 000 рублей для врача, осуществляющего осмотр.
  • 30 000-50 000 для ИП или ЮЛ.

Данные штрафы регулируются статьей 11.32 КоАП РФ. Как правило, накладываются они только после ЧП, которое приводит к расследованию и последующему обнаружению нарушений правил. Руководитель не должен допустить ЧП из-за наличия противопоказаний у водителя.

Примерные затраты на медосмотры в месяц

Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:

  • 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
  • 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
  • 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
  • 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
  • 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
  • 31-50 – 18 тысяч рублей.
  • Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.

Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.

Источник: https://assistentus.ru/sotrudniki/predrejsovyj-medosmotr/

Предрейсовые осмотры

Организация предрейсового медосмотра водителей

  • Водители, работающие на автопредприятиях по перевозке пассажиров или грузов в том числе водители автопогрузчиков;
  • Индивидуальные предприниматели, которые используют автотранспорт;
  • Лица, управляющие авто или электротранспортом, не выезжающие за пределы цеха, стройплощадки, склада;
  • Водитель, управляющий некоммерческим транспортом предприятия, перевозящий только своих сотрудников.

Примечание:Несмотря на спорность некоторых положений, работодатель, согласно статье 213 ч. 3 ТК РФ, обязан исполнять нормативные акты по отношению к своим сотрудникам и организовать медицинские осмотры тех, кто выезжает на линию.

В связи с участившимися случаями дорожно-транспортных аварий по вине водителей, которые по медицинским показаниям не имели права находиться за рулем, ввели дополнительные правила для прохождения предрейсового осмотра.

Надо знать:

тесты на наличие алкоголя
цена на предрейсовые осмотры водителей
каким должен быть путевой лист

Наказание за нарушение правил предрейсовых медицинских осмотров (ПМОВ) в соответствии со статьями 213 и 212 ч. 3 ТК РФ. 

Проверку проводят инспекторы ГИБДД , представители Управления госавтонадзора Федеральной службы и трудовая инспекция.

Полезные материалы:

законодательство по предрейсовым осмотрам
медосмотры водителей
каким должен быть кабинет предрейсового осмотра водителей

Вид путевого листа.

Предрейсовый осмотр водителей дешево: возможно ли?

Итоговая сумма, в которую обойдутся регулярные ПМОВ, будет варьироваться в зависимости от таких факторов:

  • расположение фирмы, предоставляющей услуги;
  • количество обслуживающего персонала
  • расценки на услуги.

Средняя цена за одного водителя – от 30 до 100 рублей в день (зависит от количества осмотров).

Рабочее время врача: не более 3 часов в день+2 выходных в неделю. 

Данные услуги оплачивает работодатель. Время, затраченное на прохождение медицинского освидетельствования, считается рабочим.

Варианты организации предрейсового осмотра водителей:

Оборудовать медпункт на предприятии со штатом медсотрудников:

  • медицинский работник должен быть зачислен в штат предприятия, иметь сертификат специалиста и свидетельство о прохождении обучения, дающее право проводить осмотр водителей;
  • лицензия такому медицинскому работнику не нужна (т. к. он зачислен в штат) и проводит осмотр только своих водителей;
  • брать по договору медработника, имеющего сертификат, который будет вести водителей постоянно не рекомендуется (его деятельность будет рассматриваться, как предпринимательская ‒ следовательно, нужна лицензия; ее отсутствие чревато штрафом для руководителя и сотрудников+признанием осмотров недействительными);
  • необходимо иметь медпункт или медкабинет, оборудованный согласно нормативным требованиям (об этом ниже).

Заключить договор с медицинской организацией (поликлиника или специальная компания) и отправлять водителей к ним для осмотра:

  • давать заключение о состоянии шофера могут только те лица, которые прошли обучение и имеют соответствующий сертификат; в лицензии компании должен быть обязательно указан вид услуги ‒ медицинское освидетельствование до и после рейса;
  • к соглашению прилагается копия сертификата, а в самом договоре обязательно это прописывается;
  • в договоре обязательно прописываются функции медработника по отношению к водителю: какие анализы берутся, что входит в понятие осмотра, прописываются основания, по которым могут не допустить сотрудника к рейсу.

Получить лицензию для своего предприятия на право проводить предрейсовый медицинский осмотр (оптимально для предприятий с большим автопарком):

  • подобное разрешение избавляет от необходимости заключать договора на стороне;
  • можно самим оказывать подобные услуги другим организациям;
  • надо оборудовать помещение, оснащенное согласно требованиям (в том числе – место для размещения мини-лаборатории, где будет возможность взять у сотрудника необходимые анализы, провести тесты).

Примечание:

  • Осуществлять ПМОВ могут те медработники, которые прошли специальное обучение и имеют соответствующий сертификат. Если услугу оказывает медучреждение, то на ведение подобной деятельности нужно иметь лицензию (из приложения к письму Минздрава РФ от 21 августа 2003 г.).
  • Какой форме предрейсового осмотра вы отдадите предпочтение, зависит от размеров организации и количества нанятых работников для управления автотранспортом.
  • Индивидуальным предпринимателям придется заключать договора. Таксистам-частникам – кроме лицензии на ведение бизнеса ‒ нужен также предрейсовый и послерейсовый осмотр.

Как происходит осмотр водителя?

  1. На осмотр водитель приходит после того, как получит путевой лист.
  2. Освидетельствование начинается с момента появления сотрудника. Врач смотрит на поведение, настроение, оценивает реакцию на вопросы, излишнюю болтливость или веселость.
  3. Также опрашивает сотрудника о самочувствии, жалобах. Осматривает кожные покровы на предмет инъекций.

  4. Бледность и/или покраснение кожных покровов могут свидетельствовать об изменении артериального давления ‒ его измеряют обязательно.
  5. Особое внимание уделяется зрачкам глаз, которые могут указать на состояние алкогольного, наркотического или химического (от приема лекарств) опьянения.
  6. Температуру измеряют, если к тому есть основания.

    При выявлении острого заболевания водителя отправляют в поликлинику.

  7. В случае подозрения на опьянение составляется соответствующий документ. Один экземпляр передается руководителю (работодателю), другой остается у медицинского работника. Если возникают сомнения, то водитель направляется в поликлинику для сдачи крови на прохождение теста.

  8. В конце осмотра в путевом листе ставится отметка о допуске к работе, подпись врача (расшифровка Ф.И.О.) и дата. Для инспектора ГИБДД штамп является доказательством того, что предрейсовый осмотр пройден.

Примечание: Послерейсовый осмотр проводится лицам, входящим в группу риска, перевозящим пассажиров или опасные грузы.

Исключаются из списка осмотра водители, выезжающие на экстренные вызовы.

Водители, входящие в группу риска

Медицинский работник, осматривающий и наблюдающий водителей предприятия, раз в год оформляет список тех, кто входит в эту группу.

Для них предусмотрен послерейcовый осмотр, повышенное внимание и наблюдение врача. Задача по организации ложится на руководителя предприятия. В список входят лица:

  • осуществляющие перевозку пассажиров или опасных грузов;
  • которые в течение года имели больничный сроком около месяца или часто болеющие;
  • за которыми было замечено, что они находились под воздействием алкоголя, наркотических или химических средств;
  • управляющие автотранспортом менее года;
  • пенсионного возраста;
  • с хроническими болезнями, которые могут стать препятствием для управления автотранспортом.

Примечание:Результаты осмотра вносятся в журнал, который является отчетным документом для проверяющих органов и аудита.

Причины отстранения водителя

Результаты осмотра врач фиксирует в журнале и, при необходимости, в карточке, где указывается диагноз, причины, особые отметки, основания для отстранения от работы и т.п.:

  • жалобы на дискомфорт в области сердца, живота или острую боль (зубная, головная);
  • повышенная температура, признаки острого простудного заболевания, вялость;
  • артериальное давление, не соответствующее норме, учащенный или ослабленный пульс;
  • выявление негативного воздействия от принятых накануне лекарств (вялость, заторможенность, сонливость);
  • недостаточный отдых, отсутствие сна, перенапряжение организма (усталость);
  • состояние опьянения (любых видов), необходимость подтверждения или исключения данного факта (можно отправить в клинику для взятия крови на анализ и проведения теста).

При выявлении у сотрудника заболевания его направляют в поликлинику, где он получает больничный лист. Если это вечернее время, то больной отправляется домой, где может вызвать скорую или врача.

При обнаружении опьянения водителя составляется протокол, в котором описывается поведение, основания отстранения, время. Об этом факте обязательно сообщается руководителю.

Примечание:Врач может провести алкотест, взять мочу на анализ, но не имеет права брать кровь. Без письменного согласия водителя его нельзя обследовать при подозрении на наркотическое опьянение. Порядок осмотра прописывается в соглашении или другом соответствующем документе.

особенности проведения предрейсовых осмотров на сервисе wheely

Кто может проводить медицинский осмотр водителей?

Проводить предрейсовый и послерейсовый осмотр может врач, фельдшер, медсестра, которые прошли специальное обучение.

На руках необходимо иметь удостоверение, подтверждающее их квалификацию. Наркодиспансер выдает сертификат о прохождении обучения, который необходимо периодически подтверждать.

В настоящее время предусмотрено два вида прохождения обучения: ускоренная программа ‒ 36 часов и 72 (очно-заочная форма).

Примечание: С января этого года сертификат о квалификации медработников будет подтверждаться свидетельством об аккредитации (соответствие единым требованиям и стандартам). Подтверждать ее нужно каждые пять лет.

Источник: http://predreysovye-osmotry.ru/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.