+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Как можно обжаловать предписание ГИТ

Содержание

В каком суде обжаловать действия и решения инспекторов гит

Как можно обжаловать предписание ГИТ

Если в ходе проверок ГИТ проверяющими были допущены нарушения, или компания не согласна с результатами проверки, она имеет право обжаловать их в суде.

От проверок трудовой инспекции не застрахована ни одна компания. Скорее всего, это будет либо плановая проверка, которая проводится не чаще одного раза в 3 года, либо проверка по жалобе работника.

Если в ходе контрольных мероприятий инспектор выявит какие-либонарушения, он выдаст компании предписание об их устранении.

А если не истекли сроки давности, вынесет в отношении компании и директора постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27 и (или) 5.27.1 КоАП РФ.

См. также Почему жалобу на предписание трудовой инспекции надо подавать согласно ГПК РФ

Иск можно подать в суд общей юрисдикции

Работодатель, не согласный с итогами контрольных мероприятий, вправе оспорить саму проверку в целом, так и предписание и постановление. Важно учитывать, что порядок обжалования этих документов принципиально различается. Но есть и общие моменты. Жалобы подведомственны районным и приравненным к ним судам (общая юрисдикция). Поэтому обращаться в арбитражный суд не стоит.

Исключение для обращения в арбитражный суд

Единственное исключение составляет обжалование постановлений, вынесенных в отношении арбитражных (конкурсных) управляющих, а также компаний-банкротов.

По мнению арбитражных судов, рассмотрение таких жалоб находится в их компетенции (постановления ФАС Поволжского округа от 22.11.2012 по делу № А55-10100/2012, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.

2013 по делу № А06-1259/2013). Хотя суды общей юрисдикции также принимают их к производству.

Что делать, если нужно обжаловать предписание

Предписание является решением должностного лица органа государственной власти. Обжалование предписания трудовой инспекции происходит по правилам гражданского судопроизводства (ст. 255 ГПК РФ). На правомерность данного подхода указал также Пленум Верховного суда РФ в пп 1, 2 и 3 постановления от 10.02.2009 № 2.

Заявление об оспаривании предписания подается в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственной инспекции труда (ст.ст. 22, 24 ГПК РФ, п. 14 Постановления № 2).

Из практики. ГИТ в г. Москве располагается по адресу: Москва, ул. Домодедовская, д. 24 кор. 3. Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы. Значит, только этот суд уполномочен рассматривать заявления об оспаривании предписаний инспекторов московской ГИТ.

Но не все отделы некоторых инспекций располагаются по одному и тому же адресу. Например, центральный аппарат ГИТ в Московской области находится в г. Москве. Но ее отдел надзора по Юго-Восточномутерриториальному округу расположен в г. Ступино.

Поэтому заявление об оспаривании предписания, выданного инспектором этого отдела, надо подавать в Ступинский городской суд (апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2014 по делу № 33–1490).

Обращаем внимание, что по аналогичным правилам оспаривается и сама проверка трудинспекции, а также любые действия (бездействия) инспекторов ГИТ. То есть, в иске можно заявить как о несогласии с проверкой в целом, так и с предписанием отдельно.

Если суд установит, что контрольные мероприятия были проведены с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание.

Это станет возможным, например, в ситуации, когда инспектор фактически разрешил возникший между работником и работодателем индивидуальный трудовой спор.

Условие об изменении подсудности споров не нужно дублировать в трудовом договоре, если стороны договорились об этом в соглашении о возмещении работником причиненного компании ущерба. Это обусловлено тем, что форма документа, в котором закреплено такое условие, правового значения не имеет (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18.04.2013 по делу № 33–3583/2013 г.).

Что делать, если нужно обжаловать постановление

Постановление — это документ, который инспектор выносит не по результатам проверки, а по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Поэтому обжалуется оно по правилам административного судопроизводства (ст. 30.1 КоАП РФ).

В отличие от предписания правила определения подсудности иные. Жалобу на постановление надо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Многие работодатели полагают, что если дело рассматривала трудовая инспекция, то и обращаться надо в тот же суд, что и при оспаривании предписания. Однако это не так.

По общему правилу дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. Нарушение трудового законодательства выражается в форме бездействия (неисполнение установленной правовым актом обязанности).

Значит, местом совершения компанией такого нарушения является место ее нахождения. Оно определяется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ).

Адрес местонахождения такого органа указывается в ЕГРЮЛ (ч. 3 ст. 54 ГК РФ).

Поэтому жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении компании, надо подавать в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес. В этот же суд подается и жалоба на постановление, вынесенное инспектором ГИТ в отношении генерального директора компании.

Из практики. Компания зарегистрирована по адресу: Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д. 9. Данный адрес относится к территориальной подсудности Пресненского районного суда г. Москвы. В него и нужно подавать жалобы на постановления инспектора ГИТ, вынесенные в отношении компании и ее генерального директора.

На практике случается, что компания использует зафиксированный в ЕГРЮЛ адрес только как почтовый, а фактически располагается в другом месте. В таких ситуациях надо отталкиваться от места совершения правонарушения, указанного в протоколе об административном правонарушении.

Если проводилась документарная проверка, когда запрос на представление документов направляется по адресу компании согласно ЕГРЮЛ, то местом совершения правонарушения будет указан этот адрес.

Если же инспектор проводил выездные контрольные мероприятия, то в качестве места совершения правонарушения он укажет фактический адрес компании.

Обращаем внимание, что если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, то с жалобой надо обращаться по месту государственной регистрации этого филиала. Обусловлено это тем, что местом совершения административного правонарушения будет являться место нахождения такого филиала.

Подача жалобы на штраф ГИТ в некомпетентный суд не мешает восстановлению срока давности

Несмотря на то, что жалобы на постановления трудовых инспекторов подведомственны судам общей юрисдикции, некоторые работодатели по ошибке обращаются в арбитражные суды.

Как следствие, суды прекращают производство по делам в связи с неподведомственностью (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

В результате работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений, который составляет всего 10 суток со дня вручения или получения их копий (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах есть вероятность того, что районный суд посчитает причину пропуска компанией срока давности неуважительной. В таком случае компания утратит возможность обжаловать постановление.

К счастью, большинство судов полагают, что обращение по ошибке в арбитражный суд не препятствует восстановлению срока для рассмотрения жалобы в суде общей юрисдикции. Суды обосновывают это тем, что постановления должностных лиц (в данном случае трудовых инспекторов), не обжалованные в суд общей юрисдикции, не могут пересматриваться в порядке надзора.

Поэтому отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока давности повлечет для работодателя невозможность реализовать право на судебную защиту, предусмотренное ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Такая позиция озвучена в решениях Оренбургского областного суда от 19.04.2012 по делу № 21-137-2012, ВС Чувашской Республики от 27.05.

2014 по делу № 21–253/2014; постановлении Тамбовского областного суда от 31.12.2013 № 4-а-297.

Существует также вероятность подать жалобу не в тот районный суд. Впрочем, негативных последствий из-за этого не последует. Судья районного суда, установивший, что рассмотрение жалобы не в его компетенции, обязан в течение 3 суток перенаправить ее по подведомственности (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ). Возвратить жалобу заявителю в такой ситуации он не вправе.

Источник: https://www.tspor.ru/article/1662-v-kakom-sude-objalovat-deystviya-i-resheniya-inspektorov-git

Как обжаловать предписание ГИТ

Как можно обжаловать предписание ГИТ

Практически каждая компания рано или поздно проходит проверку со стороны государственной трудовой инспекции (ГИТ). Эта структура контролирует соблюдение прав трудящихся. По итогам проверки, если обнаружены правонарушения, выносится предписание.

Представляет оно собой документ, в котором изложены требования по исправлению правонарушения. Через определенный срок проводится повторная проверка. В ходе нее выявляют, исправлено ли правонарушение. Однако руководитель может быть не согласен с предписанием.

В этом случае его можно обжаловать.

Как происходило обжалование ранее

Ранее у судебных органов не было единого мнения по поводу обжалования предписания. Происходило оно на основании ГПК РФ. При этом учитывались нормы производства по делам, касающимся публичных правоотношений. Однако это стало неактуальным после 15 сентября 2015 года. В эту дату в силу вступил КАС. После этого обжалование стало выполняться на основании этого кодекса.

https://www.youtube.com/watch?v=oazYDtq_aoQ

Но разногласия оставались. В частности, одни суды полагали, что обжалование должно производиться на основании КАС, а другие – что процедура проводится на базе ГПК РФ. На протяжении 2015-2016 годов суды не могли прийти к единой позиции.

Ситуация с обжалованием сейчас

Ситуация была разрешена Верховным судом. В частности, было издано определение №75-КГ16-14 от 19 декабря 2016 года. В нем содержатся эти положения:

  • Функция трудовой инспекции – это обнаружение нарушений в области труда. Однако у инспекторов нет прав на решение трудовых споров.
  • Предписание инспекции – это распорядительная бумага. Поэтому ее обжалование проводится на базе КАС. При этом неважно, касается предписание прав сотрудников или нет.

То есть сейчас позиция судов является полностью определенной. Правомерность вынесения постановления инспектора устанавливается в административном порядке.

Что это дает работодателю? Административный порядок более выгоден для компании, так как упрощается процесс доказывания своей позиции. В частности, в этом случае работодателю не нужно доказывать незаконность вынесенного решения.

Это трудовая инспекция должна доказывать, что предписание было правомерным и соответствующим всем законам.

Варианты обжалования

Возможность обжалования оговорена в статье 361 ТК РФ. В той же статье прописано, что процедура может проводиться двумя способами:

  • Обращение к вышестоящему лицу. В частности, работодателю нужно подать жалобу в адрес руководителя ГИТ, осуществляющей проверку. Если это не поможет, можно направить свои претензии главному инспектору труда страны.
  • Через суд. Необходимо подавать иск в суд, предварительно уплатив пошлину.

Способ обжалования работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако если инспектор вынес постановление о приостановке деятельности субъекта, то оспорить его можно только в суде.

Сроки

Сроки обжалования предписаний ГИТ законодательством не определены. Значит, актуальным будет стандартный порядок. Обратиться с жалобой в суд можно в течение 10 дней с момента вынесения предписания. Если оспорить нужно документ об административном нарушении, процедура также проводится в течение 10 дней с даты получения документа. Соответствующий срок оговорен статьей 30.3 КоАП РФ.

Если работодатель направляет жалобу вышестоящему инспектору, она должна быть рассмотрена в течение 30 дней с даты ее подачи. Если по истечении этого срока ответа не направлено, в течение 3 месяцев следует направить иск в суд. Кроме того, если вышестоящий инспектор отказал в обжаловании, работодатель также может направиться в судебный орган.

Составление жалобы

При составлении жалобы нужно указать эти сведения:

  • Наименование (ФИО) структуры или лица, которому отправляется документ.
  • Адрес и данные работодателя (ФИО, название компании).
  • Реквизиты предписания, которое оспаривается.
  • Аргументация работодателя. В частности, нужно предоставить доказательства того, что предписание вынесено незаконно.
  • Формулировка просьбы. К примеру, просьбой может быть отмена предписания, признание действий ГИТ незаконными.

Жалобу нужно составлять в двух экземплярах. Первый направляется в канцелярию, второй остается при работодателе. На втором экземпляре принимающая сторона проставляет входящий номер.

ВАЖНО! Документ можно направить различными способами. Можно передать его лично, отправить по почте. Во втором случае используется заказное письмо с уведомлением о доставке. Можно также воспользоваться услугой описи содержимого.

Аргументация при обжаловании

Успех обжалования предписания зависит от правильно выстроенной аргументации. Работодатель должен привести конкретные основания оспаривания. Они могут быть следующими:

  • Правонарушений, которые выявил инспектор, на самом деле не существует.
  • В рамках проверки ГИТ были неверно составлены сопроводительные документы или же проигнорирован порядок контрольных проверок.

Второе направление аргументации более перспективно. Оно актуально даже в том случае, если фактически правонарушение есть.

Проверка ГИТ предполагает составление документов инспекторами. К примеру, если обнаружено административное правонарушение, нужно оформить соответствующий протокол. Процедура предполагает соблюдение определенного порядка.

К примеру, работодателю разъясняются его права и обязанности. Ему предоставляется право на подачу объяснений по найденным нарушениям. Работодатель должен быть ознакомлен с протоколом под роспись.

Если этот порядок был проигнорирован инспектором, нарушитель может воспользоваться этим и составить соответствующую аргументацию.

Предписание ГИТ можно отменить на этих основаниях:

  • Работодатель не был извещен об оформлении протокола.
  • Лицу не дали право на объяснения.
  • Отсутствует распоряжение от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели.
  • В приказе о проведении проверки нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ.
  • Сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.

То есть предписание можно обжаловать на основании любых существенных недочетов со стороны инспектора.

Последствия обжалования

Если работодателю удастся обжаловать предписание, это влечет за собой последствия:

  • Не требуется исправлять те правонарушения, которые изложены в предписании.
  • Не нужно проходить через повторную проверку, в ходе которой устанавливается исполнение требований инспекции.

Если инспектор обнаружил существенное правонарушение, работодателю выгоднее оспорить его, а не исполнять неправомерные требования ГИТ.

Практика

Как уже говорилось, работодателю можно обжаловать предписание через вышестоящего инспектора или через суд. На практике обычно обращаются прямо в суд. С чем это связано? Дело в том, что при обращении в вышестоящий орган срок, отведенный на решение проблемы через суд, не перестает течь.

Рассмотрим пример. Работодатель направляет заявление на обжалование к вышестоящему инспектору. Ответить ему должны в течение 30 дней. К примеру, лицо получило отказ через 20 дней. В этом случае срок для обращения в суд, равный 10 дням, уже истек.

Однако работодатель может обратиться в суд для оспаривания решения вышестоящего инспектора. Ему потребуется оплатить пошлину на основании пункта 1 статьи 333.19 НК РФ. Иск в суд подается по фактическому адресу ГИТ, которая вынесла постановление.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/obzhalovanie-predpisania-git/

Обжалуем решение инспектора по труду – Все о кадрах

Как можно обжаловать предписание ГИТ

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности.

Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения.

О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст.

 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 “Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права” (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д.

В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально.

Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда.

Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.

2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.

Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении.

Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

— административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда.

То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст.

 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст.

 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению.

Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 ).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.

3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п.

 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении.

Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности.

Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.

2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях” нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Источник: http://info-personal.ru/proverki/obzhaluem-reshenie-inspektora-po-trudu/

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Как можно обжаловать предписание ГИТ

Результат любой проверки, независимо от того плановая это была проверка или внеплановая, документарная или выездная должен быть оформлен документально.

Обжалование акта проверки трудовой инспекции

Независимо от результата по окончании проведения проверки соблюдения работодателем трудового законодательства, государственными инспекторами трудовой инспекции составляется акт. Акт составляется по типовой форме (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г.

N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”) непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (или уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. Отметим, что сам акт проверки не является распорядительным документом, каким-либо образом нарушающим права работодателя или налагающим на него обязанности. В акте лишь фиксируются сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях работодателем трудового законодательства. Документом же, порождающим правовые последствия для работодателя, является предписание, которое обязывает принять конкретные меры для устранения нарушений трудового законодательства, зафиксированных в акте.

ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК

Важно!

Законодательством не предусмотрено обжалование акта проверки. Поэтому работодатель может обжаловать в суд только предписание, сам акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит.

Однако статья 16 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее Закон № 294-ФЗ) предоставляет работодателю, не согласному с выводами, представленными в акте, в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля. Возражения подлежат рассмотрению руководителем гострудинспекции (его заместителем) в течение 10 рабочих дней, по результатам которого выносится письменное решение и доводится до сведения работодателя в течение 3-х дней после его вынесения (п. 63 Административного регламента N 354н).

Обжалование предписания трудовой инспекции

Если по результатам проверки никаких нарушений трудового законодательства не выявлено, то все заканчивается составлением акта, но если в ходе проведения проверки инспекторам удалось обнаружить нарушение прав и законных интересов работников, то работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, абзац шестой части первой ст. 357 ТК РФ). В отличие от акта проверки, предписание является распорядительным документом, обязывающим работодателя принять конкретные меры и порождающим правовые последствия по результатам проверки, который и подлежит обжалованию. Оно может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда либо в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 113 Административного регламента N 354н). На практике, по-нашему мнению, работодателю сразу следует обращаться в суд, поясним почему. Факт подачи подачи соответствующему руководителю по подчиненности возражений в отношении выданного предписания не прерывает и не приостанавливает течение срока на обращение в суд (10 дней с момента получения (ч.2 ст. 357 ТК РФ)), в связи с чем этот срок легко пропустить, а при пропуске работодателем указанного срока без уважительных причин, судом может быть в удовлетворении жалобы отказано. 

ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ: КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ МОГУТ ЗАПРОСИТЬ У РАБОТОДАТЕЛЯ И ЗА КАКОЙ ПЕРИОД?

Важно!

Также, при обжаловании предписания в контролирующем органе, законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе (ч.4 ст. 254 ГПК РФ). 

Для приостановления действия предписания работодателю следует обратиться в суд с соответствующим заявлением на любой стадии производства по делу, до вступления решения в законную силу.

Так как законодательство не устанавливает требования об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, жалоба на предписание может быть сразу подана работодателем в суд. Государственная пошлина по данной категории дел составляет 200 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Заявление об оспаривании предписания работодателю следует подавать в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) соответствующей государственной инспекции труда (ст. 24, ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

В случае признания жалобы работодателя на предписание трудовой инспекции обоснованной суд по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об отмене предписания в целом либо отмене отдельных его пунктов (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ). 

Обжалование постановления трудовой инспекции о назначении административного наказания

Если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, он вправе обжаловать и это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ). Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ).

В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

КАДРОВЫЙ АУДИТ

Важно!

Обращаем Ваше внимание, что административным законодательством установлен альтернативный порядок обжалования вынесенного постановления о назначении административного наказания, который не предусматривает одновременного обращения во все органы. 

То есть, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП). По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалобу необходимо подавать в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении. Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

СОПУТСТВУЮЩИЕ АУДИТУ УСЛУГИ

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда – в вышестоящий суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ). 

Прежде чем, государственный инспектор выносит постановление о назначении административного наказания, он должен составить протокол об административном правонарушении.

КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении, так как протокол фиксирует лишь факт совершения административного правонарушения, вследствие чего отдельно от постановления о назначении административного наказания не обжалуется (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Обжалование действий (бездействий) инспекторов труда в ходе проведения проверки

Помимо обжалования результатов проверок трудовой инспекции, работодатель может обжаловать действия (бездействия) инспекторов труда, выразившиеся в:

  • нарушении срока проведения проверки;
  • требовании у работодателя документов, не являющихся объектом проверки или не относящихся к предмету проверки;
  • отказе принять от работодателя документы, относящиеся к предмету проверки;
  • затребовании с работодателя платы за проведение мероприятий по надзору (контролю) за соблюдением обязательных требований трудового законодательства;
  • отказе в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных по результатам проверки документах.

Такая жалоба подается руководителю государственной инспекции труда в письменной форме на бумажном носителе по почте или при личном приеме, в электронной форме, посредством электронной почты либо путем заполнения специальной формы на официальном сайте трудовой инспекции соответствующего субъекта РФ (п.п. 107, 113 Административного регламента N 354н). 
Жалоба работодателя должна быть зарегистрирована в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Решение по поданной жалобе должно быть принято руководителем государственной инспекции труда в течение 30 дней со дня её регистрации (п.п. 115, 116 Административного регламента N 354н).

По результатам рассмотрения жалобы принимаются одно из двух решений:

  • об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и прочее, устранения опечатки, возвращения денежных средств;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется работодателю в течение дня, следующего за днем принятия решения в письменной или (по желанию) в электронной форме.

В случае если по результатам рассмотрения жалобы будут установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ, или признаки преступления, предусмотренного ст.ст. 285, 286, 292, 293 УК РФ, материалы направляются в соответствующие правоохранительные органы (п. 119 Административного регламента N 354н).

Важно!

В заключение, еще раз отметим, что к проведению проверки трудовой инспекцией необходимо подготовиться заранее, изучив все предоставляемые законодательством права с тем, чтобы в случае необходимости, не смотря на установленные короткие сроки обжалования результатов проверки, вы могли быстро и эффективно защитить интересы своего бизнеса.

Источник: https://rosco.su/press/poryadok_obzhalovaniya_rezultatov_proverki_trudovoy_inspektsii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.